Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека -
поговори с ним». Наша
речь – визитная карточка. Речь человека
развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему
природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух
является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить
благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей
встречаются нарушения речи.
Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы
слуховой системы. Неречевой слух
– это способность ориентироваться в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух способствует тому,
что человек может слышать звуки родного или другого языка. В речевом слухе
выделяют фонематический слух – способность различать фонемы языка (звук,
слог, слово, предложение). Это очень важное понятие для овладения речью, а в
дальнейшем необходимое для грамотности письма.
Фонематический слух предполагает точность
фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи. Фонематическое восприятие – это
специальные умственные действия по дифференциации звуков речи и установлению
звуковой структуры слова.
К 5-6 годам, когда ребенок овладевает грамотой, должна возникнуть
новая степень фонематического восприятия - способность ребенка устанавливать
звуковой состав слова: количество звуков в слове, их порядок и
последовательность.
Несформированость фонематического восприятия и фонематического слуха
может привести к трудностям в обучению русскому языку: смешению и замене
звуков на письме, недописыванию окончания слов и предложений и другое.
Речевой слух является всецело прижизненным
образованием, он развивается в определенной речевой среде и формируется по
законом этой среды. Высказывания некоторыми учеными гипотезы о врожденном
образовании фонематического восприятия, а дальше формирующемся под влиянием
речевого воздействия, не получили подтверждение.
Фонематический слух у ребенка формируется в
процессе его обучения пониманию устной речи. Как первичная форма речевой
деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим
формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический
слух является основой сложной речевой системы.
На 5
году жизни формируется звуковой анализ и синтез. Который в дальнейшем
помогает освоить чтение и письмо.
Если у
взрослых возникли опасения по поводу сформированности фонематического
восприятия, первое-надо проверить физический слух.
Несложная система игр позволит на раннем
этапе помочь ребенку овладеть родным языком, если же проблемы с речью уже
появились, развитие фонематического слуха будет первым этапом на пути его
преодоления.
Упражнения для развития фонематического слуха
построены поэтапно от простого к сложному. Выявив, на каком уровне ребенок перестает
справляться с заданиеми, начинайте с этого уровня.
Первый уровень – узнавание
неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и
основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало».
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, звон ложек, скрип двери и другие
бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас
звучало.
- Игра «Шумящие
мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки.
Он должен угадать по звуку, что в нутрии.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв
карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может
оживить любой предмет. Пусть малыш закроет глаза и отгадает, какой предмет
звучал.
-
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук
колокольчика, бубна, свистка.
-
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В
усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй
уровень – различение звуков
речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой
голос». Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его
узнать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что
дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко
и тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок
отгадывает за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более
сложный вариант – малыш сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Третий уровень –
различение сходных между собой по звучанию слов.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед
ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом).
Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
- Игра «Верно –
неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет,
заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный
вариант произношения.
Четвертый уровень – различение слогов.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет,
что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком,
интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает
длинную, короткую полоску.
- Игра «Услышишь
лишнее-хлопни». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и
др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.
Пятый уровень – различение звуков. Ребенку надо объяснить, что
слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
- Игра «Кто это?» Комарик пищит
«зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый
издаёт звук, а ребенок отгадывает кто его издаёт или показывает
соответствующую картинку.
- Игра «Поймай
звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный –
хлопает. (а-у-И…)
Шестой уровень- освоение ребенком навыка
анализа и синтеза.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый
называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет
1,2,3 и т.д. звук.
- Игра «Услышь слово». Взрослый
проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово,
начинающееся с заданного звука.
|