Развитие речи детей 6-7 лет.
В 6 -7 лет дети должны уметь :
- Правильно различать звуки на
слух, придумывать слова на заданный звук или с данным звуком.
- Выделять звуки из слова, из
ряда слогов и звуков.
- Произносить сложные слова со
стечением согласных, состоящие из трех и более слогов (защитник,
мотоциклист), определять количество слогов в слове. Произносить длинные и
сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах
шиповник)
- Употреблять в речи предлоги простые (в, на, из) и сложные (из – за, из
– под, около, возле).
- Правильно согласовывать в части речи существительные с прилагательными,
глаголами, числительными в единственном и множественном числе. ( например: У Лены и Тани два синих
ведра). Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от
прилагательных (медленный – медленно), образовывать сравнительные степени
прилагательных (быстрый – быстрее – самый быстрый), образовывать глаголы
движения с приставками (обошел, зашел, пришел).
- Понимать обращенную речь в
полном объеме.
- Понимать сложные двусмысленные тексты. Активный словарь быстро
пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями,
антонимами синонимами. Классифицируют предметы. Дети 6-7 лет самостоятельно
могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию,
пересказывать сказки. Лгично излагать свои мысли, используя сложные предлоги
с союзом «А», понимать логико – грамматические конструкции (Васю ударил Дима.
Кто драчун?).
Работа с синонимами и антонимами.
«НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО»
Цель: развивать у детей умение подбирать
противоположные по смыслу слова.
Ход.
Сахар сладкий, а
лимон .....(кислый).
Луна видна
ночью, а солнце ....(днем).
Огонь горячий, а
лед .....(холодный).
Тополь высокий,
а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий).
Камень тяжелый,
а пух ..... (легкий).
Редька горькая,
а груша ..... (сладкая).
Если суп не
горячий, то, значит, какой
Если в комнате
не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).
Если нож не тупой, то он ....(острый).
«ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Цель: развитие мышления, активизация
словарного запаса.
Ход:
Взрослый кидает
мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с
противоположным значением:
веселый -
грустный
быстрый -
медленный
красивый -
безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый -
ленивый
тяжелый - легкий
трусливый -
храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный -
короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий -
холодный
больной -
здоровый
|
Игры,
помогающие в развитие речи вашего
ребенка.
Уменьшительно –
ласкательные формы существительных в развитии речи ребенка.
Одними
из игр, направленных на развитие речи ребенка, являются словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Вариантов этих
игр может быть множество, приведем примеры некоторых из них. «Мое имя»
Играть можно с помощью игрушки, задавая вопросы от ее имени или с мячом. Например, можно бросать мячик, Называя любое имя. Возвращая мяч, ребенок
должен назвать уменьшительно-ласкательный его вариант. Например:
Тима – Тимочка
Костя – Костенька
Назар – Назарушка
«Кто назовет
больше?»Когда
малыш научился образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен, усложняем
задание. Покажите, что ласково можно придумать не один вариант имени.
Устройте соревнование – кто придумает больше вариантов. Например:Маша –
Машенька, Машулька, Машуня, Машулечка, Денис – Дениска, Денечка, Денисушка,
Игры по формированию лексико -грамматического строя речи.
1.
"Доктор"
Цель:
уточнить и активизировать словарь по теме
Оборудование:
игрушечные атрибуты медика.
Ход.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора "сначала
доктором будет ребенок. взрослый жалуется, что у него болит голова (рука,
нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и
"полечить" его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
2.
«Один - много»
ухо
- уши рука - руки нога - ноги и т. д.
3.
«Назови ласково»
нос
- носик глаз - глазик рука - ручка голова - головка и т. д.
4.
"Два и две"
Цель:
познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в
речи.
Оборудование:
зеркало.
Ход:
Взрослый объясняет ребенку, что у него два глаза. Затем он предлагает подумать, чего у него еще два. Ребенок
показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные при подборе слов ошибки.
5.
«Вспомни, что делает»
Цель:
уточнение, расширение и активизация глагольного словаря.
Оборудование:
картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.
Ход.
Взрослый покалывает ребенку картинку с изображением мальчика и предлагает
подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть,
играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий. 6. "Сплетем веночек" Цель: Учить согласовывать существительное с числительным Оборудование: Настоящие одуванчики. Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.
|
|