Образовательная программа дополнительного образования Хореография

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка

3

1.1. Цели и задачи реализации программы

3

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

6

1.3. Задачи программы по возрастным группам (в

8

сравнении с базовой программой)
1.4. Особенности реализации программы

14

1.5. Содержание программы

15

1.6. Планируемые результаты

23

2. Организационно - педагогические условия

25

2.1. Кадровые условия

25

2.2.Материально – технические условия

26

2.3.Дидактические условия

26

2.4.Календарный учебный график

27

3. Рабочая программа

28

3.1. Пояснительная записка

28

3.2. Учебный план

31

3.3. Оценочные материалы

40

3.4. Планируемые результаты

43

3.5. Методические материалы

44

2

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей разрабатывалась в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Содержание Программы включает дополнительное образование детей
дошкольного

возраста

по

реализации

художественно – эстетическое развитие и

образовательной

области

обеспечивают социальную

ситуацию развития личности ребенка.
Программа направлена на эмоциональное, духовное, физическое
развитие дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для
развития личности ребенка.
Программа “Хореография” направлена на обучение хореографии детей
от пяти до семи лет и рассчитана на 4 года обучения.

1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - выявление, раскрытие и развитие специальных
(художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности
дошкольника, которая реализуется через выполнение задач:
 Создание условий для развития способностей детей.
 Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого
потенциала воспитанников.
 Укрепление костно-мышечный аппарат воспитанников.
 Совершенствование выразительности исполнения, развитие силы,
выносливости, координации движений.


Формирование художественно-образного восприятия и мышления.



Воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости.
3



Выявление и развитие особо одаренных детей.



Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.
Программа дополнительного образования формируется с учётом

особенностей базового уровня системы общего образования, а также с
учетом возраста детей и необходимости реализации образовательных задач в
определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
познавательно-исследовательская

-

окружающего

мира

и

(исследования

экспериментирования

с

объектов

ними;

восприятие

смысла

музыкальных

художественной литературы и фольклора);
-

музыкальная

(восприятие

и

понимание

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Цели

Задачи

1.Индивидуализация построение

образовательной

деятельности

на

основе

дошкольного

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам

образования

ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений
создание культурного поля в самой личности ребенка, в этом
поле больше возможностей для самопознания и самоопределения
ребенка; больше возможностей для личностного роста и

4

раскрытия индивидуальности
2.Сотрудничество
организации

создавать в семье и ДОУ условия для самостоятельного
с адекватного

семьей

решения ребенком индивидуальных

и

жизненных

задач на основе представления о своих способностях, знаниях и
умениях, а также для коллективного поиска средств и способов
решения проблем; создавать условия для развития творческого
воображения и мышления
развитие взаимно терпимых и ответственных детско-взрослых
отношений,

используя

традиционные

и

новые

личностно

развивающие технологии; поддерживать взаимный интерес друг
к другу;
поддерживать семью в решении современных социо-культурных
проблем, сохранении и развитии семейной культуры активно
деятельностного досуга и совместного труда в естественноприродных условиях города, региона и др.
3.Ориентации

на создание полноценной среды для культурного развития личности

познавательные

помогать и поддерживать ребенка в осмыслении своей природно-

интересы ребёнка

творческой сути
развивать заинтересованное и бережное отношение детей при
сопровождении

и поддержке воспитывающих взрослых к

истории и культуре своему родовому прошлому, вписанному в
историю региона (села, города)
формировать

экологическую

культуру

детей

как

условие

всеобщей выживаемости (природы, семьи, отельного человека,
всего человечества)

Для успешной реализации Программы дополнительного образования
должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
*

уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях;

*

использование в образовательном процессе форм и методов
работы

с

детьми,

соответствующих
5

их

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

(недопустимость,

как

искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
*

построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;

*

поддержка

педагогами

положительного,

доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с
другом в разных видах деятельности;
* поддержка

инициативы

и

самостоятельности

детей

в

специфических для них видах деятельности;
*

возможность выбора детьми материалов,

видов активности,

участников совместной деятельности и общения;
* защита детей от всех форм физического и психического насилия;
* поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей

воспитанников

непосредственно

в

образовательный

процесс.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы являются общепсихологическая
теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция
Л.С.Выготского.
Идея отечественной школы психологии – представление о творческом
характере развития.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов
дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
6

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в
деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание,
самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку;
-

личностно-ориентированный

подход,

который

предусматривает

организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
7

1.3. Задачи программы по возрастным группам
(в сравнении с основной образовательной программой МБДОУ)
II младшая группа (от 3 до 4 лет)
Задачи базовой программы («Программа
воспитания и обучения в детском саду», под
Задачи данной программы
ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.)
1.Учить
двигаться
соответственно 1.Совершенствовать
навыки основных
двухчастной форме музыки и силе ее движений (ходьба и бег).
звучания (громко, тихо).
2.Способствовать развитию музыкально2.Учить реагировать на начало звучания танцевальной памяти.
музыки и ее окончание (самостоятельно 3.Развивать
музыкально-ритмические
начинать и заканчивать движение).
навыки (упражнения с ложками).
3.Совершенствовать
навыки
основных 4.Формировать умение узнавать знакомые
движений (ходьба и бег).
мелодии, чувствовать характер музыки
4.Учить маршировать вместе со всеми и (веселый,
бодрый,
спокойный),
индивидуально, бегать легко, в умеренном эмоционально на нее реагировать.
и быстром темпе под музыку.
5.Совершенствовать навыки выразительной
5.Развивать умение кружиться в парах, и эмоциональной передачи игровых и
притопывать
попеременно
ногами, сказочных образов; характера танцевальных
двигаться под музыку с предметами мелодий, используя полумаски, костюмы.
(флажки, листочки, платочки и т.п.).
6.Улучшать
качество
исполнения
6.Развивать умение кружиться в парах, танцевальных движений: кружиться в
выполнять прямой галоп, двигаться под парах, притопывать попеременно ногами,
музыку ритмично и согласно темпу и выполнять прямой галоп и др.; двигаться
характеру музыкального произведения, с под музыку с предметами
(листочки,
предметами, игрушками, без них.
платочки, снежинки и т.п.), без них;
7.Способствовать
развитию
навыков двигаться под музыку ритмично и согласно
выразительной и эмоциональной передачи темпу
и
характеру
музыкального
игровых и сказочных образов: идет произведения.
медведь, крадется кошка, бегают мышата, 7.Стимулировать
самостоятельное
скачет зайка, ходит петушок, клюют выполнение танцевальных движений под
зернышки цыплята, летают птички, едут народные плясовые мелодии без предметов
машины, летят самолеты, идет коза рогатая и с предметами.
и др.
8.Совершенствовать навыки ориентировки
8.Формировать навыки ориентировки в в пространстве.
пространстве.
9.Формировать навык приветствия учителя
(«Поклон – приветствие»).
10.Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость на танцевальную музыку.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Задачи базовой программы
Задачи данной программы
1.Продолжать формировать у детей навык 1. Освоить упражнения для развития
ритмичного движения в соответствии с техники танца:
характером музыки, самостоятельно менять I Урок классического танца:
движения в соответствии с двух- и а) знакомство с позициями рук и ног
трёхчастной формой музыки.
Позиции рук: подготовительная, I, II, III;
2.Совершенствовать
танцевальные Позиции ног: I, II, III, VI;
движения: прямой галоп, пружинка, б) полуприседание (деми плие) в I и III
кружение по одному и в парах.
позициях;
3.Обучать детей умению двигаться в парах в) вытягивание ноги на носок (батман
8

по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу
на носок и на пятку, ритмично хлопать в
ладоши,
4.Обучать детей выполнять простейшие
перестроения (из круга врассыпную и
обратно), подскоки.
5. Продолжать совершенствовать навыки
основных
движений
(ходьба:
«торжественная»,
«спокойная»,
«таинственная», «спокойная»; бег: лёгкий и
стремительный).

тандю).
II Урок народно-сценического танца:
а) деми плие в I и VI позициях;
б) вытягивание ноги на носок с
последовательным переходом на каблук и
на носок.
III Танцевальные элементы и композиции:
а) элементы движений и танцевальные
этюды русских, татарских народных танцев;
б) хлопки в различных ритмических
рисунках;
в) хлопки по бедрам, по коленям (для
мальчиков);
г)
характерные
присядки
(русские,
татарские).
2.Выполнять самостоятельно (без показа, по
словесной
инструкции
педагога)
упражнения:
- ходить и бегать ритмично, ходить
спокойным, бодрым шагом и с высоким
подъемом ног;
- скакать с ноги на ногу;
- легко, свободно выполнять прямой галоп;
- пружинящие движения;
- в прыжке поочередно выбрасывать ноги
вперед;
- делать шаг на всей стопе с продвижением
вперед и в кружении;
- выставлять ногу поочередно на носок и на
пятку;
- приставной шаг с приседанием;
- полуприседание с выставлением ноги на
пятку;
- поскоки;
подготовительные
упражнения
к
переменному шагу;
- поклон – приветствие.
3.Совершенствовать навыки ориентировки
в пространстве.
4.Отмечать в движении сильную долю
такта, менять движение в соответствии с
формой музыкального произведения.
5.Слышать и передавать в движении ярковыраженные
ритмические
акценты,
различать малоконтрастные части музыки.
6.Самостоятельно начинать и заканчивать
движение с началом и окончанием музыки.
7.Менять движения со сменой частей
музыкальных фраз.
8.Выразительно,
ритмично
выполнять
движения с предметами (ложки, ленты и
др.), согласовывая их с характером музыки.
9

9.Знакомить
с
особенностями
национальных плясок (русские, татарские,
чувашские, мордовские) и бальных танцев
(полька, менуэт, вальс);
10.Развивать
танцевально-игровое
творчество;
11.Развивать творческую активность детей
(выполнение творческих заданий).
12.Выработать у детей красивую осанку,
подтянутость, внутреннюю собранность.
13.Учить детей импровизировать под
музыку
соответствующего
характера,
выразительно
исполнять
движения
животных («Веселый козлик», «Неуклюжий
пингвин» и др.).
14.Стимулировать
формирование
танцевальных
навыков
и
умений;
психических
процессов:
мышления,
воображения; фантазии и импровизации.
15. Содействовать проявлению активности
и самостоятельности.
16.Воспитывать
нравственно-волевые
качества
(настойчивость,
выдержку),
умение
действовать
в
коллективе,
дружеские взаимоотношения в играх,
умение подчинять свои интересы интересам
всего коллектива.
17. Способствовать созданию устойчивого
интереса к предмету.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Задачи базовой программы
Задачи данной программы
1.Развивать чувство ритма.
1. Освоить упражнения для развития
2.Развивать умение передавать через техники танца:
движения
характер
музыки,
ее I Урок классического танца:
эмоционально-образное содержание.
а) знакомство с позициями рук и ног:
3.Развивать
умение
свободно Позиции рук (0, I, II, III);
ориентироваться в пространстве, выполнять Позиции ног (I, II, III, IV);
простейшие перестроения.
б) полуприседание (деми-плие) в I, II, III
4.Развивать
умение
самостоятельно позиции;
переходить от умеренного к быстрому или в) вытягивание ноги на носок (батман
медленному темпу, менять движения в тандю) с паузами на каждой точке с I
соответствии с музыкальными фразами.
позиции вперед - в сторону, позднее –
5.Способствовать формированию навыков назад;
исполнения танцевальных движений:
г) подъем на полупальцы обеих ног (релеве)
- поочередное выбрасывание ног вперед в в I, II, III позициях (лицом к станку);
прыжке;
д) перегибание корпуса назад и в сторону
- приставной шаг с приседанием, с (лицом к станку);
продвижением вперед;
е) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в
- кружение;
I, II, III позициях;
- приседание с выставлением ноги вперед.
ж) упражнения для рук, головы, корпуса
6.Продолжать
развивать
навыки (пор де бра).
10

инсценирования
песен,
изображения
образов сказочных животных и птиц
(лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,
журавль, ворон и т.д.) в разных
танцевально-игровых ситуациях.
7.Познакомить с русским хороводом,
пляской, а также с танцами других народов;
8.Развивать представления об опорной и
работающей ноге.
9.Развивать представления о правильном
положении корпуса, чтобы правильная
осанка вошла в привычку.

II Урок народно-сценического танца:
а) деми плие и гран плие в I и IV позициях;
б) вытягивание ноги на носок с
последовательным переходом на каблук и
на носок;
в) маленькие шаги.
III Танцевальные элементы и композиции:
а) элементы движений и танцевальные
этюды русских, татарских народных танцев;
б) хлопки в различных ритмических
рисунках;
в) хлопки по бедрам, по коленям (для
мальчиков);
г)
характерные
присядки
(русские,
татарские – для мальчиков);
д) вертушки (для девочек).
2.Продолжать знакомить с особенностями
национальных плясок и бальных танцев.
3.Развивать
эстетическое
восприятие,
интерес, любовь к танцевальной музыке,
формировать
музыкально-танцевальную
культуру на
основе
знакомства
с
классической и современной танцевальной
музыкой.
4.Формировать,
развивать
и
совершенствовать танцевально - игровое
творчество.
5.Учить придумывать движения к пляскам,
танцам; импровизировать.
6.Учить составлять композицию танца,
проявляя
оригинальность
и
самостоятельность в творчестве.
7.Учить импровизировать движения разных
персонажей под музыку соответствующего
характера.
8.Побуждать
к
инсценированию
содержания хороводов.
9. Совершенствовать навык «Поклон –
приветствие», «Поклон – приглашение»;
10.
Воспитывать
интернациональные
чувства.
11.
Воспитывать
нравственно-волевые
качества.
12. Воспитывать патриотические чувства.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Задачи базовой программы
Задачи данной программы
1.Способствовать дальнейшему развитию 1. Освоить упражнения для развития
навыков танцевальных движений, умения техники танца:
выразительного и ритмично двигаться в I Урок классического танца
соответствии с разнообразным характером а) позиции ног: I, II, III, IV, V, VI;
11

музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание.
2.Знакомить
с
особенностями
национальных плясок и бальных танцев.
3.Развивать
танцевально-игровое
творчество.
4.Формировать навыки художественного
исполнения различных образов
при
инсценировании
песен,
танцев,
театральных постановок.
.

позиции рук: подготовительная, I, II, III;
б) полуприседание (деми плие) в I, II и III
позициях;
в) вытягивание ноги на носок (батман
тандю) с паузами на каждой точке с I
позиции вперед – в сторону, позднее –
назад;
г) выбрасывание ноги (батман жете) с I
позиции в сторону – вперед – в сторону –
назад;
д) подъем на полупальцы обеих ног (релеве)
в I, II, III, V позициях;
е) перегибание корпуса назад и в сторону;
ж) прыжки (соте) на двух ногах с паузами в
I, II, III позициях;
з) упражнения для рук, головы, корпуса
(пор де бра);
II Урок народно-сценического танца
а) деми плие и гран плие в I и VI позициях;
б) вытягивание ноги на носок с
последовательным переходом на каблук и
на носок;
в) вытягивание с одновременным ударом
пяткой опорной ноги (батман тандю
каблучный);
г) вынесение ноги на каблук вперед и в
сторону;
III Танцевальные элементы и композиции
а) танцевальный шаг (шаг с носка);
б) бег на полупальцах;
в) прыжки;
г) па польки на месте сначала без прыжка, с
продвижением вперед, назад, полька по
кругу в сочетании с галопом, подскоками и
т.д., полька по одному, парами;
д) элементы движений и танцевальные
этюды народных танцев;
е) хлопки в различных ритмических
рисунках;
ж) хлопки по бедрам, по коленям, присядки
(для мальчиков);
з) вертушки (для девочек);
и) дроби – на «3», на «4»;
2. Совершенствовать навык «Поклон –
приветствие», «Поклон – приглашение».
3.Сохранять правильное положение корпуса
при танцевальном движении.
4. Танцевать индивидуально и коллективно.
5. Выразительно и ритмично двигаться в
соответствии с разнообразным характером
музыки,
музыкальными
образами;
передавать
несложный
музыкальный
12

ритмический
рисунок;
самостоятельно
начинать движение после музыкального
вступления; реагировать на темповые и
динамические изменения в музыке; активно
участвовать в выполнении творческих
заданий.
6. Выполнять танцевальные движения:
- шаг с притопом;
- приставной шаг с приседанием;
- пружинящий шаг;
- боковой галоп;
- переменный шаг;
- тройные притопы;
- присядки для мальчиков и т.п.
7. Выразительно и ритмично исполнять
танцы, движения с предметами (шарами,
обручем, мячами, цветами, лентами,
ложками).
8.
Инсценировать
игровые
песни,
придумывать варианты образных движений
в играх и хороводах.
9.
Знакомить
с
особенностями
национального искусства (хореография,
костюм).
10. Знакомить с особенностями бальных
танцев (полька, вальс, менуэт, полонез).
11.Учить, самостоятельно, придумывать
движения, отражающие содержание песни,
вариации элементов плясовых движений;
выразительно
действовать
с
воображаемыми
предметами,
самостоятельно искать способ передачи в
движениях музыкальных образов.
12.Учить детей импровизировать под
музыку
соответствующего
характера
движения людей (наездник, рыбак и т.п.),
образы животных (сердитый мишка и т.д.);
13.Стимулировать
формирование
музыкально-танцевальных
способностей,
мышления, фантазии, воображения;
14.Содействовать проявлению активности и
самостоятельности;
15.Выработать у детей красивую осанку,
подтянутость, внутреннюю собранность;
16.Воспитывать
нравственно-волевые
качества (настойчивость, выдержку);
17.Воспитывать умение действовать в
коллективе,
умение
подчинять
свои
интересы интересам всего коллектива;
18.Воспитывать
нравственнопатриотические чувства, любовь и уважение
к матери, женщине-труженице;
13

19.Воспитывать
интернациональные
чувства, уважение к людям разных
национальностей.
20.Способствовать созданию устойчивого
интереса к предмету, к предстоящей
учебной деятельности в школе.

1.4. Особенности реализации программы
Этапы работы:
I этап – подготовительный (II младшая группы), он включает в себя только 1
модуль «Ритмика и танец».
II этап – основной (средняя и старшая группы)
III этап – этап совершенствования (подготовительная группа)
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих
модулей:
1. Ритмика и танец.
2. Азбука классического танца.
3. Азбука народно-сценического танца.
Включающие:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- пляски: парные народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметам: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
14

II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.
В работе педагог использует различные методические приемы:
•

показ

образца

выполнения

движения

без

музыкального

сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его
оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого
хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его
содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала;
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы
направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была
исполнительской и творческой.

1.5. Содержание программы
II младшая группа
Дети исполняют движения лицом к станку, в конце года на середине
зала.
Упражнения на середине зала
∙ Марш. Построение в шеренгу, колонну, круг.
∙ Круг. Построение круга из колонны, из пар, построение маленьких
кругов попарно.
15

Ритмические упражнения и игры
∙ Движения в характере и темпе музыки (быстро, медленно).
∙ Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы.
∙

Музыкальные

игры

организующего

характера

с

элементами

соревнования.
Коллективно-порядковые упражнения
∙ Правильное исходное положение.
∙ Ходьба и бег: с высоким подниманием колени оттягиванием носка.
∙ Перестроение в круг из шеренги.
∙ Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Танцевальные элементы и композиции
∙ Танцевальный шаг (шаг с носка).
∙ Высокий шаг.
∙ Мягкий пружинящий шаг.
∙ Бег на полупальцах.
∙ Тихая ходьба.
∙ Легкие подскоки.
∙ Прыжки.
∙ Притопы.
∙ Танцы согласно репертуарного плана.
Средняя группа
Сначала дети исполняют движения лицом к станку, держась за палку обеими
руками (позднее – одной рукой), поочередно правой и левой ногой.
Упражнения для развития техники танца:
 Урок классического танца
∙ Знакомство с позициями ног и рук. Позиции ног: первая, вторая,
третья, четвертая, пятая. Позиции рук: подготовительная, первая, вторая,
третья.
∙ Полуприседание (деми-плие) в первой, второй и третьей позициях.
16

∙ Вытягивание ноги на носок (батман тандю) с паузами на каждой точке
с первой позиции вперед – в сторону, позднее – назад.
∙ Круговое движение ногой по полу по точкам (рон де жамб партер) с
остановкой вперед в четвертую позицию, в сторону – во вторую назад – в
четвертую и в первую позиции.
∙ Выбрасывание ноги (батман жете) с первой позиции в сторону –
вперед – в сторону – назад.
∙ Положение ноги на щиколотке (сюр лек у-де-пье).
∙ Проходное движение (пассе).
∙ Ударный бросок (батман шрапе) в сторону (в конце учебного года).
Поднимание вытянутой ноги на 450 в сторону с первой позиции (релеве лан).
Большой бросок ноги (гран батман жете) в сторону, на 450 с паузой на
каждой точке.
∙ Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в первой. второй. Третьей,
пятой позициях (лицом к станку).
∙ Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
∙ Прыжки (соте) на двух ногах с паузами в первой, второй и третьей
позициях.
∙ Упражнение для рук, головы, корпуса (пор де бра).
∙ Позы.
 Урок народно-сценического танца
∙ Деми плие и гран плие в первой и шестой позициях.
∙ Вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук
и на носок.
∙ Вытягивание ноги с одновременным ударом пяткой опорной ноги
(батман тандю каблучный).
∙ Маленькие шаги.
∙ Упражнения с ненапряженной ступней (флик-флак).
∙ Мазок и удар ненапряженной ступней по полу (дубль флик).
∙ Вынесение ноги на каблук вперед и в сторону.
17

Все указанные движения изучают у станка и на середине зала.
Уже с первого дня обучения детям нужно постоянно напоминать о
положении корпуса, чтобы правильная осанка вошла в привычку. Свободные
руки держат на талии. В это время учащиеся впервые получают
представление об опорной и работающей ноге. Опорная нога должна
образовывать с корпусом прямую вертикальную линию.
Упражнения на середине зала
∙ Марш. Построение в шеренгу, колонну, круг.
∙ Перестроение из одной шеренги в две.
∙ Повороты на месте вправо, влево, кругом.
∙ Круг. Построение круга из колонны, из пар, построение маленьких
кругов попарно, по четыре и т.д.
∙ Фигурная маршировка, ходьба парами, четверками: змейки, волны,
гребешок, звездочки.
Ритмические упражнения и игры
∙ Движения в характере и темпе музыки (быстро, медленно).
∙ Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы.
∙ Элементарное ознакомление с длительными – половинными,
четвертыми, восьмыми.
∙

Музыкальные

игры

организующего

характера

с

элементами

соревнования.
Коллективно-порядковые упражнения
∙ Правильное исходное положение.
∙ Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием
прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
∙ Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
∙ Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга.
∙ Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
18

Танцевальные элементы и композиции
∙ Танцевальный шаг (шаг с носка).
∙ Бег на полупальцах.
∙ Прыжки.
∙ Па галопа.
∙ Па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед,
назад, полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками и т.д., полька по
одному, парами.
∙ Элементы движений и танцевальные этюды русского, украинского,
белорусского и литовского танцев.
∙

Движения

и

танцевальные

композиции,

запланированные

к

постановке.
∙ Хлопки в различных ритмических рисунках.
∙ Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
∙ Присядки (для мальчиков).
∙ Вертушки (для девочек).
∙ Танцы и хореографические композиции, согласно репертуарного
плана
Старшая группа
Упражнения для развития техники танца:
- Урок классического танца.
Руки в экзерсисе возле станка, на середине зала открываются во вторую
позицию – подготовка на два вступительных аккорда.
В подготовительное положение руки опускаются одновременно с
окончанием упражнений.
Все движения у станка исполняются с правой и левой ноги, держась
одной рукой за палку:
∙ Полуприседание (деми-плие) и глубокое приседание (гран-плие) в
первой, второй и пятой позициях.
∙ Вытягивание ноги на носок (батман тандю) крестом из пятой позиции
19

(пятая позиция является основной для всех движений).
∙ Маленькие броски крестом (пти батман жете).
∙ Вытягивание ноги на полуприседании (батман фон дю вперед – в
сторону – назад).
∙ Выбрасывание ноги (батман жете) с пятой позиции крестом без пауз
на каждый такт.
∙ Круговое движение ногой (рон де жамб пар терр) вперед – назад (ан
деор и ан дедан).
∙ Маленькие позы: краузе, эффасе, экарте вперед – назад.
∙ Прыжки вверх с обеих ног (соте) в первой, второй и пятой позициях
(лицом к станку).
- Урок народно-сценического танца
∙ Каблук – носок (батман тандю (носок»), в характере русского танца.
Батман тандю с подниманием пятки опорной ноги и вынесением работающей
ноги на носок вперед – в сторону – назад (в характере татарского танца).
∙ Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
∙ Голубцы лицом к станку держась за палку обеими руками
(подготовительное упражнение- ударить ступней одной ноги о другую).
Упражнения на середине зала
∙ Марш, построение в линии.
∙ Балансе.
∙ Скользящий шаг (глиссад).
∙ Прыжок с ноги на ногу (жете).
∙ Прыжок с одной ноги на две (ассамбле).
∙ Па де бурре.
∙ Пор де бра в положении краузе и эффасе.
Ритмические упражнения и игры
∙ Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
∙ Упражнения на координацию движения.
∙ Упражнения на расслабление мышц.
20

Коллективно-порядковые упражнения
∙ Совершенствование навыков ходьбы и бега.
∙ Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
∙ Построение в колонну по два.
∙ Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
∙ Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Танцевальные элементы и композиции
∙ Повторение элементов танца по программе для средней группы.
∙ Тихая ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг.
∙ Поскоки с ноги на ногу, легкие подскоки.
∙ Переменные притопы.
∙ Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
∙ Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
∙ Элементы русской пляски.
∙ Элементы татарской пляски.
∙ Движения парами.
∙ Выбивание дроби полупальцами и пяткой по полу.
∙ Присядки (для мальчиков).
∙ Вертушки (для девочек).
∙ Танцы и хореографические композиции согласно репертуарного плана
Подготовительная к школе группа
Упражнения для развития техники танца:
- Урок классического танца
∙ Полное приседание и подъем на полупальцах во всех позициях.
∙ Поднимаясь на полупальцы руки поднять в третью позицию.
∙ Круговое движение ногой по полу вперед – назад на полуприседание
(рон де жамб пар терр ан деор и ан дедан).
∙ Круговое движение ногой в воздухе (рон де жамб ан лер).
∙ Двойной ударный бросок (дубль фраппе) в сторону – вперед – назад.
∙ Медленное поднимание ноги (релеве лан) крестом на 90 градусов.
21

∙ Постепенное разгибание ноги (девелоппе) крестом на 90 градусов.
∙ Большой бросок ноги (гран батман жете) в сочетании (пике) в
положении эффасе и круазе.
- Урок народно-сценического танца
∙ Комбинированные движения для ног, корпуса, рук и головы (танлие)
вперед – назад.
∙ Закрытое движения (сиссон ферме) и открытое движение (сисон увер).
∙ Наклоны (пор де бра) в различных комбинациях и позах.
∙ Тан леве соте в положении сюр ле ку-де-пье, в позе арабеска на 45
градусов.
∙ На середине зала дети исполняют различные комбинации из
выученных упражнений классического танца:
- Жете в сочетании с тан леве.
- Па елеве в сочетании с па де бурре.
∙ Разучивают элементы и этюды народных танцев, а также отдельные
движения

и

комбинации,

входящие

к

запланированным

танцам

(постановкам).
Ритмические упражнения и игры
∙ Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
∙ Упражнения на координацию движений.
∙ Упражнения на расслабление мышц.
∙ Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
∙ Игры под музыку
Коллективно-порядковые упражнения
∙ Построение в шахматном порядке.
∙ Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках,
широким и мелким шагом на пятках, держа ровно спину.
∙ Построение в колонну по три.
∙ Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и
концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг
22

вперед, другой на шаг назад.
∙ Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре
человека и обратно в общий круг.
∙ Перестроение из простых и концентрических кругов в «звездочки» и
«карусели».
∙ Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в
угол.
∙ Сохранение правильной дистанции во всех видах построений.
∙ Выполнение движений с предметами более сложных, чем в
предыдущих группах.
Танцевальные элементы и композиции
∙ Повторение элементов танца по программе старшей группы.
∙ Шаг на носках, шаг польки.
∙ Широкий, высокий бег.
∙ Сильные поскоки, боковой галоп.
∙ Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
∙ Элементы русской пляски.
∙ Элементы татарской пляски.
∙ Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
∙ Движения парами.
∙ Выбивание дроби полупальцами и пяткой по полу.
∙ Присядки (для мальчиков).
∙ Вертушки (для девочек).
∙ Танцы и хореографические композиции, согласно репертуарного плана
1.6.Планируемые результаты освоения Программы
Предметно-информационная составляющая
К окончанию четвертого года обучения дети должны:
1. Иметь представления:


о собственном теле, правильной осанке;
23



о танце, согласованности движений и музыки в нем;



о бальном танце.



понятия

2. Знать:
(тренировочный

костюм,

спортивный

костюм, концертный костюм, музыкальное вступление, линия
танца, интервал);


основы танцевальной азбуки (постановка корпуса, I,

II, IV позиции рук, III и VI позиции ног, танцевальные шаги,
постановка корпуса в паре, направление движения пары);


детские, массовые и диско- танцы произвольной

программы.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
К окончанию 4 года обучения дети должны:
1. Уметь:


выполнять начальный тренаж для развития различных

групп мышц, подвижности суставов и пластичности рук;


хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять

интервалы в движении;


координировать свои движения, сохраняя правильную

осанку;


различать музыку по характеру, темпу и ритму;



реагировать на начало музыки и ее окончание,

исполнять музыкальное вступление «preparation»;


музыкально

исполнять

выученные

движения

в

соответствии с ритмом и темпом музыки;


давать

характеристику музыкальному фрагменту,

создавать игровой танцевальный образ;


исполнять произвольные и конкурсные танцы.

2. Иметь навыки:
24



культуры поведения в образовательном учреждении,

на занятии, конкурсе, соревновании, концерте;


гигиены костюма;



коллективной

деятельности

под

руководством

педагога;


зрительного и слухового восприятия.

Ценностно-ориентационная составляющая
Воспитанники к концу 4 года обучения должны проявлять:


интерес к возможностям своего тела;



интерес к музыке и танцу как проявлениям красоты;



стремление

к

танцевальной

деятельности

как

источнику радости;


отзывчивость,

сопереживание,

доброжелательное

отношение друг к другу.

2. Организационно педагогические основы деятельности
2.1. Кадровые условия
К кадровым условиям реализации программы предъявляются
следующие требования:
- образование: высшее педагогическое со специализацией музыкальный
руководитель;
- стаж работы: не менее 2 лет (желательно);
- курсы повышения квалификации: по данному профилю (желательно);
В МБДОУ – детский сад № 562 программу дополнительного
образования детей дошкольного возраста «Хореография» реализует:

25

Журкова

Ольга

Николаевна

в

2002

году

окончила

Уральский

государственный педагогический университет, специальность «музыкальное
образование»; квалификация: учитель музыки, стаж работы 2 месяца.
Доброчасова Ольга Дмитриевна в 1971

году окончила Свердловское

педагогическое училище № 2, специальность «хоровое дирижирование»;
квалификация: учитель пения, стаж работы 43 года.

2.2. Материально – технические условия
Для

реализации

образования

Образовательной

«Хореография»

по

трем

Программы
модулям:

дополнительного

ритмика

и

танец,

классический танец, народный танец созданы условия:
1.

Танцевальный зал для занятий площадью 71,5 метров.

2.

Оборудование:



звуковая аппаратура – музыкальный центр (аудио и СД);



фортепиано;



мультимедиа аппаратура.

2.3. Дидактические условия
1. Методический материал:


учебно-методическая литература;



видео – семинары.

2.Учебно-наглядные пособия:


видеотека спортивных, сюжетных и игровых танцев;



видеокассеты с записью популярных вариаций бальных

танцев, танцев народов мира;


видеокассеты

с

записью

соревнований,

праздников,

концертов.
3.

Музыкальный материал:


нотный материал для занятий дошкольных групп;



аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения
26

занятий.
Спортивный инвентарь:

4.



коврики;



мячи, ленты, обручи, гимнастические палки, цветы.

Костюмы:

5.

6.



тренировочный костюм для занятий, тренировочная обувь;



концертные костюмы.

Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов.

2.4. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании
в

РФ»,

Порядком

деятельности

по

образовательным

организации
основным

и

осуществления

общеобразовательным

программам

дошкольного

образовательной
программам

образования,

–

Уставом

Учреждения, требованиями СанПиН и основной образовательной программы
ДОУ.
Образовательный период осуществляется с 01.09.2015 г. по 30.05.2016г.
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 3 до 7 лет составляет 36 недель.
Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы:
мониторинг –

с 01 по 13 сентября

итоговый мониторинг –

с 19 по 30 мая

Мониторинг

достижения

детьми

планируемых

результатов

проводится без прекращения образовательного процесса.
Программа

дополнительного

образования

возрастные ступени:
II младшая группа

от 3 до 4 лет

средняя группа

от 4 до 5 лет
27

рассчитана

на

четыре

старшая группа

от 5 до 6 лет

подготовительная группа

от 6 до 7 лет

Качество и продолжительность совместной деятельности соответствует
статьям 11.1-11.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
от 3 до 4 лет продолжительность совместной деятельности не более 15 мин.
от 4 до 5 лет продолжительность не более 20 мин.
от 5 лет до 6 лет продолжительность не более 25 мин.
от 6 лет до 7 лет продолжительность не более 30 мин.

3. Рабочая программа хореографической деятельности
3.1. Пояснительная записка
В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

здоровья,

гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического
развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание
личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его
слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка
отпечаток на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного
мира детей является искусство. Хореография как вид искусства обладает
скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют

на

его

двигательный

аппарат,

развивают

слуховую,

зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение
добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того,
она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
28

Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать,
оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют
детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию

костно-мышечного

аппарата,

избавлению

от

физических

недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют
красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют
внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают
жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность
и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие
способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.
Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются
условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство
ответственности, дружбы, товарищества.
Содержание Программы включает дополнительное образование детей
дошкольного

возраста

по

реализации

художественно – эстетическое развитие и

образовательной

области

обеспечивают социальную

ситуацию развития личности ребенка.
Программа разработана с учётом способностей детей, их индивидуальных
и возрастных особенностей. У детей трех лет формируется способность
воспринимать

и

воспроизводить

движения,

показываемые

взрослым

(хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей
рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее
окончанием.
Дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с характером
музыки.

Улучшается

качество

исполнения

танцевальных

движений,

появляется умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и
характеру музыкального произведения.
На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с
характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в
29

соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение
двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в
ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более
подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются
процессы

высшей

нервной

деятельности:

развивается

способность

анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается
произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах
детской деятельности.
Данная

программа

рассчитана

на

музыкальных

руководителей

Дошкольных Образовательных Учреждений и педагогов – хореографов,
работающих с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного
образования.
Программа
творчества

предоставляет

хореографа

и

достаточные

музыкального

педагогов дополнительного образования.

возможности

руководителя,
Большой

а

для
также

информационный

блок для педагога даст возможность наполнить каждое занятие с детьми
интересным

теоретическим

и

практическим

материалом,

методикой

разучивания сложных для восприятия детей двигательных и музыкальных
навыков в игровой, доступной для них форме.
Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как
способ «проживания» ребенком ситуации, игра как способ познания и
отражения жизни, сочетание коллективного и индивидуального творчества,
единство чувственного и рационального. Музыка дает «команды» движению,
движение – отображает характер музыки. Одним из основных принципов в
создании

и

воспроизведении

ребенком

танца

является

целостность

восприятия образа.
Согласно этим принципам выбрана и форма подачи учебного
материала - Театр танца как синтез искусств.
30

3.2. Учебный план
Совместная образовательная деятельность проводятся с 1 сентября
по 30 мая в течение 36 учебных недель.
Полный курс по данной программе проходят дети с 3 до 7 лет:
Всего

Длительност
ь занятий

3–4
года

2

-

72

72

-

-

-

15 минут

4–5
лет
5 -6
лет

2

-

72

16

5

51

-

20 минут

2

-

72

6

13

53

-

25 минут

подготови
тельная

6- 7
лет

2

1

72

17

9

46

36

30 минут

Инд.
занятий

Из них модуль
«Ритмика и
танец»

Из них модуль
«Азбука
народносценического
танца»

всего

II
младшая
группа
средняя
группа
старшая

Инд.
занятий

Из них модуль
«Азбука
классического
танца»

Гр. занятий

Гр. занятий

Группа

Возраст

Количество
часов в
неделю

План может корректироваться в зависимости от состава, уровня
подготовки воспитанников.
II младшая группа
№
п/п

Мероприятия

Месяц

Ча
сы

Модуль № 1. Ритмика и танец
1.1

Организация студии. Собрание с родителями. Требования к
занятиям. Техника безопасности на занятиях.

сентябрь
1
октябрь

1.2

Предмет «Хореография».

2

1.3

Коллективно-порядковые упражнения: «Встреча», «Ворота»,
«Змейка», «В круг».

3

1.4

Ритмические
упражнения:
«Растет
дерево»,
«Птицы
просыпаются», «Капельки росы». Музыкальное сопровождение
– марш, полька, вальс.

3

31

1.5

Передача в движении ритмических рисунков (упражнения с
лентами, ложками, платочками, цветочками).

3

1.6

Музыкальные игры: «Ладушки»,
ленточками», «Бабочки», «Утята».

2

1.7

Народный танец. Элементы русского и татарского танца.

2

1.8

Творческий отчет.

-

«Шуточка»,

«Бег

с

Итого
1.9

16
Упражнения на середине зала: «Спокойная ходьба», «Ронять
руки», «Лошадки», «Чей кружок скорее соберется».

ноябрь
декабрь

3

1.10

Ритмические упражнения и игры: «Осень спросим» (с
бубнами), «Котик и козлик».

3

1.11

Коллективно-порядковые упражнения: «Шаг с высоким
подъемом ног и поскоки», «Упражнение с флажками».

4

1.12

Танцевальные элементы и композиции: «Птички», «Зоренька»,
«Снежинки», «Матрешки».

6

1.13 Творческий отчет

1

Итого

17

1.14

1.15

Упражнения на середине зала: «Марш», «Торжественная
ходьба».
Ритмические упражнения и игры: «Упражнения с флажками»,
«Поскачем», «Козлик попрыгает», «Бусинки».

Коллективно-порядковые
упражнения:
«Побегаем,
1.16 попрыгаем», «Мягкий шаг кошечка)», «Полетаем на самолете»,
«Передача платочка».
Танцевальные элементы и композиции:
- танцевальный шаг (шаг с носка),
1.17 - бег на полупальцах,
- прыжки,
- па галопа
- «Матрешки», «Мишки», «Полька».
1.18 Творческий отчет
Итого

январь

5

февраль
март

6

5

6

22

32

1.19

Упражнения на середине зала: «Марш», «Величавый шаг»,
«Чей кружок соберется скорее»

апрель
май

Ритмические упражнения и игры: «Ворон» (с пением),
1.20 «Поскачем», «Смелый наездник», «Будь ловким», «Кот и
мыши».
1.21

Коллективно-порядковые упражнения:
«Цветные флажки», «Вертушки».

«Передача

3

4

мяча»,

3

Танцевальные элементы и композиции:
- хороводный шаг,
- бег на полупальцах,
1.22 - прыжки,
- па галопа,
- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением
вперед, полька по одному.
1.23 Творческий отчет

6

1

Итого

17

Итого за год

72

Средняя группа
Модуль 1. Ритмика и танец
1.1

Организация студии. Собрание с родителями. Требования к
занятиям. Техника безопасности на занятиях.

сентябрь

1

октябрь

1.2

Предмет «Хореография»

1

1.3

Коллективно-порядковые упражнения: «Встреча», «Ворота»,
«Змейка», «В круг».

2

1.4

Ритмические упражнения и игры: «Упражнение с цветами»,
«Качание рук», «Бег с ленточками». Музыкальное
сопровождение – марш, полька, вальс, современные ритмы

3

1.5

Передача в движении ритмических рисунков (упражнение с
ложками, палочками).

2

1.6

Музыкальные игры: «Ладушки», «Шуточка», «Ваня и Таня»,
«Бабочки», «Утята», «Карусель».

2

1.7

Народный танец. Элементы русского и татарского танца.

4

1.8

Полька. Па галопа. Положение в паре.

1

1.9

Творческий отчет.

33

Итого

16
Модуль 2. Азбука классического танца.

2.1

3.1

3.2

3.3
3.4
3.5

3.6

3.7

Урок классического танца:
- позиции ног (1, 2, 3, 6),
- позиции рук (0, 1, 2, 3),
- деми плие (полуприседание),
- гран плие (глубокое приседание),
- батман жите (выбрасывание ноги).
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.
Урок народно-сценического танца:
- деми плие – гран плие в 1 и 6 позициях,
- вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на
каблук и на носок,
- вытягивание ноги с одновременным ударом пяткой опорной
ноги,
- маленький шаг.
Татарский народный танец:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса,
- положение в паре,
- основные элементы татарского танца (основной ход,
«гармошка», «дорожка»).
Упражнения на середине зала: «Марш», «Торжественная
ходьба».
Ритмические упражнения и игры: «Делаем красиво»,
«Упражнения с флажками», «Веселая карусель», «Ловушка»,
«Займи домик».
Коллективно-порядковые упражнения: «Вертушки», «Передача
мяча», «Цветные флажки».
Танцевальные элементы и композиции:
- танцевальный шаг (шаг с носка),
- хороводный шаг,
- бытовой шаг,
- прыжки,
- па галопа,
- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением
вперед, назад,
- полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками,
- полька по одному, парами,
- хлопки в различных ритмических рисунках,
- хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков),
- «Птичий двор», «Полька», «Снежинки», «Татарская пляска».
Творческий отчет

34

ноябрь
декабрь

1

1

2

1
2
2

7

1

Итого

17
Модуль 2. Азбука классического танца.

2.2

Урок классического танца:
- рон де жамб пар терр (круговое движение ногой по полу),
- сюр лек у-де-пье (положение ноги на щиколотке),
- пассе (проходное движение).

январь
февраль

2

март

Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.
Урок народно-сценического танца:
- флик-флак (упражнения с ненапряженной ступней),
3.8 - дубль флик (мазок и удар ненапряженной ступней по полу),
- вынесение ноги на каблук впереди в сторону,
- поезд.
Урок бального танца:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса,
- бальный поклон:
3.9
а) для девочек,
б) для мальчиков,
- бальный поклон в паре,
- балансце (покачивание).
Татарский народный танец:
3.10 - основные элементы татарского танца в паре,
- основные элементы татарского народного танца «Подарок».
3.11 Татарский национальный костюм. Особенности.

3

2

7
2

3.12 Татарский национальный орнамент. Особенности.

1

Русский народный танец:
3.13 - основные элементы русского народного танца в паре,
- основные элемента русского народного танца «Кадриль».
3.14 Русский национальный костюм. Особенности.

4
1

3.15 Творческий отчет.

1

Итого

23
Модуль 2. Азбука классического танца.

2.3

Урок классического танца:
- релеве в 1, 2 и 3 позициях (подъем на полупальцы обеих ног),
- соте в 1, 2 и 3 позициях (прыжки на двух ногах с паузами),
- пор де бра (упражнения для рук, головы и корпуса).
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.

3.16 Урок народно-сценического танца:
- народные этюды.

апрель
май

2

2

35

3.17 Урок бального танца: «Полька».
3.18 Урок технического характера
музыкальная выразительность).
3.19 Этюд татарского танца.

2
(ритмические

навыки

и

2
2

3.20 Работа над репертуарным планом.

5

3.21 Творческий отчет.

1

Итого

16

Итого за год

72

Старшая группа
Модуль 1. Ритмика и танец
1.1
1.2
1.3
1.4

2.1

3.1
3.2

3.3

3.4
Итого

Организация студии. Собрание с родителями. Требования к
занятиям. Техника безопасности на занятиях.
Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков.
Упражнения на развитие навыков выразительного движения.
Коллективно-порядковые упражнения: «Цветные флажки»,
«Займи домик, «Ловушки».
Модуль 2. Азбука классического танца.
Урок классического танца (повторение материала предыдущего
года обучения).
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.
Народно-сценический
танец
(повторение
материала
предыдущего года обучения).
Музыкальные игры: «Кот и мыши», «Пингвины», «Мышка в
норке», «Полоскать платочки», «Карусель».
Танцевальные элементы и композиции:
- повторение элементов танца по программе предыдущего года,
- тихая ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг,
- поскоки с ноги на ногу, легкие подскоки,
- переменные притопы,
- прыжки с выбрасыванием ноги вперед,
- элементы русской пляски,
- элементы татарской пляски.
Творческий отчет
Модуль 2. Азбука классического танца.

36

сентябрь
октябрь

2
2
2

2

2
2

3

1
16

2.2

3.5

3.6

3.7

3.8
Итого

Урок классического танца:
1. Экзерсис у опоры:
- позиции ног (1, 2, 3, 4, 5, 6),
- позиции рук (0, 1, 2, 3),
- деми плие (полуприседание) в 1 2, 3 позициях,
- батман тандю (вытягивание ноги на носок),
- рон де жамб пар тер (круговое движение),
- батман жете (выбрасывание),
- сюр лек у-де-пье (положение ноги на щиколотке),
- пассе (проходное движение),
2. Классический этюд.
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.

ноябрь
декабрь

4

Народно-сценический танец:
1. Экзерсис у опоры:
- деми плие и гран плие в 1 и 6 позициях,
- вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на
каблук и на носок,
- батман тандю каблучный (вытягивание ноги с
одновременным ударом пяткой опорной ноги).
2. Народно-сценический этюд.
Татарский народный танец:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса,
- работа в паре,
- основные элементы татарского танца.
Танцевальные элементы и композиции:
- повторение элементов танца по программе предыдущего года,
- шаг на носках,
- шаг польки,
- па вальса,
- па польки,
- широкий высокий бег,
- сильные поскоки,
- боковой галоп,
- элементы русской народной пляски,
- элементы татарской народной пляски,
- «Парная полька», русский народный танец «Кадриль»,
татарский народный танец «Су буенда».
Творческий отчет

2

3

7

16

Модуль 2. Азбука классического танца.

2.3

Урок классического танца:
1. Экзерсис на середине:
- батман фраппе (ударный бросок) в сторону,
- релеве лан (поднимание вытянутой ноги на 45 градусов в
сторону с 1 позиции,
- гран батман жете (бросок большой).
2. Классический этюд
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.

37

январь
февраль
март
4

3.9

3.10

3.11
3.12
3.13
3.14
Итого

Урок народно-сценического танца:
1. Экзерсис у опоры:
- маленькие шаги,
- флик флак (упражнения с ненапряженной ступней),
- дубль флик (мазок и удар ненапряженной ступней по полу),
- поезд.
2. Народно-сценический этюд.
Урок бального танца:
- основные положения рук, ног, головы, корпуса
- бальный поклон,
- балансце,
- «окошечко»,
- «дорожка»,
- основной шаг.
Татарский народный танец:
- основные элементы татарского танца в паре.
Татарский национальный костюм. Детали национальной
одежды
Работа по репертуарному плану:
- русский народный танец «Яблочко», татарский народный
танец «Джигиты», «Парная полька».
Творческий отчет

4

4

4
2
4
1
23

Модуль 2. Азбука классического танца.

2.3

3.15
3.16
3.17

Урок классического танца:
1. Экзерсис у опоры:
- релеве в 1, 2 и 3 позициях (подъем на полупальцы обеих ног),
- соте в 1, 2 и 3 позициях (прыжки на двух ногах),
- пор де бра (упражнения для рук, головы и корпуса).
2. Классический этюд.
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.
Урок народно-сценического танца:
- элементы русского народного танца,
- элементы татарского народного танца.
Урок бального танца:
- элементы танца «Фигурный вальс».
Комплекс
упражнения
на
восстановление
расслабление группы мышц.
Работа по репертуарному плану.
Творческий отчет

апрель
май
3

3
3
дыхания,

3

3.18
3.19
Итого
Итого за год

3
1
16
72

Подготовительная к школе группа
Модуль 1. Ритмика и танец
1.1
1.2
1.3

Организация студии. Собрание с родителями. Требования к
занятиям. Техника безопасности на занятиях.
Характер и динамика музыки. Роль музыки в хореографии.
Сильная доля такта в музыке. Темпо-ритм.
38

сентябрь
октябрь

1
1

Особенности национальной хореографии.
Разновидности хореографического искусства.
Передача в движении ритмического рисунка.
Упражнения на развитие техники танца (повторение материала
1.7
предыдущего года обучения).
Музыкальные игры: «Ромашки», «Посадим дерево», «Дождь
1.8
идет».
Работа по репертуарному плану: полька «Давайте поскачем»,
1.9
«Не боимся мы дождя».
1.10 Творческий отчет
Итого
Модуль 2. Азбука классического танца.
1.4
1.5
1.6

2.1

3.1

3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
Итого

Урок
классического
танца
(закрепление
пройденного
материала).
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.

1
1
1
4
2
4
1
17
ноябрь
декабрь

Урок народно-сценического танца (закрепление пройденного
материала).
Комбинации танцевальных элементов по кругу:
- полька,
- полонез,
- вальс.
Комбинации из элементов народных танцев:
- русский народный танец «Василек»,
- татарский народный танец «Ладошки».
Музыкальные игры: «Жмурки», «Веревочка», «Петушок»,
«Зайкина избушка».
Работа по репертуарному плану: «Петрушки», «В гостях у
Зимушки-зимы», «Полонез».
Творческий отчет

3

3

3

3
2
2
1
17

Модуль 2. Азбука классического танца.
2.2

Урок классического
материала).

танца

(закрепление

пройденного

январь
февраль
март

4

Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.
Урок народно-сценического танца (закрепление пройденного
материала).
Татарский народный танец:
- особенности хореографии,
3.8
- особенности костюма
- особенности орнамента.
Русский народный танец:
3.9 - особенности хореографии,
- особенности костюма.
Работа по репертуарному плану: «Красная ромашка»,
3.10
«Полонез», «Самба».
3.11 Творческий отчет.
Итого
3.7

39

4

6

2
6
1
23

Модуль 2. Азбука классического танца.
2.3

3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17

Урок классического танца (закрепление пройденного
материала).
Модуль 3. Азбука народно – сценического танца.

апрель
май

Урок народно-сценического танца (закрепление пройденного
материала).
Урок бального танца (закрепление пройденного материала).
Коллективно-порядковые
упражнения
(закрепление
пройденного материала).
Ритмические упражнения и игры (закрепление пройденного
материала).
Комплекс
упражнений
на
восстановление
дыхания,
расслабление групп мышц.
Работа по репертуарному плану. Подготовка к выпускному
балу.
Творческий отчет.

2

2
2
2
2
2
3

3.18
Итого
Итого за год

1
16
72

3.3. Оценочные материалы
Для выстраивания индивидуальной
ребенка

и

оптимизации

траектории развития каждого

взаимодействия

с

группой

детей

были

выделены содержательные характеристики хореографической деятельности.
Результатом реализации программы могут быть следующие целевые
ориентиры:
• Использует выразительные средства в танцевальных и гимнастических
композициях в соответствии заданной музыке.
• Самостоятельно отображает в движении основные средства музыкальной
выразительности;
• Передает свой опыт младшим, способен организовать игровое общение с
другими детьми;
• Импровизирует с

использованием

оригинальных

и

разнообразных

движений;
• Точно и правильно исполняет движения в танцевальных и гимнастических
композициях.
Методы отслеживания результативности программы:
40

1. "Включённое" наблюдение.
Многократные наблюдения, их анализ позволяют сделать обоснованные
выводы.
2. Изучение результатов творческой деятельности воспитанников
(участия в концертах, праздниках, спортивных массовых мероприятиях,
соревнованиях).
Содержательные характеристики
Чувства ритма:
1) передача в движении характера знакомого музыкального

произведения (3-х

частная форма):
1 уровень
смену

2 уровень

3 уровень

движений производит смену движений с ребёнок

производит

с запаздыванием

запаздыванием,
движения

показу

соответствуют

чётко

(по производит

других

не движения

самостоятельно,

детей), смену

движений, движения соот

соответствуют ветствуют характеру музыки;

характеру музыки;

характеру музыки.
2)

передача

в

движении

характера

незнакомого

музыкального

произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:

движения

не движения

соответствуют хара
ктеру,

темпу

ритму музыки,

соответствуют движения соответствуют характеру

характеру

и но

музыки, музыки,

недостаточная эмоцион эмоциональное

альность

при

выполнение

выполнении движений;

отсутствие эмоций движений;
при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:

движение
выполняется

выполнение

движений

с чёткое выполнение движений

не ошибками

ритмично
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
41

жестами»):
ребёнок выполняет допускает 1-2 ошибки
все

движения

не справляется с заданием

без

ошибок

Воспроизведение ритма
1) воспроизведение ритма песни шагами:
допускает много ошибок

верно воспроизводит ритм

верно воспроизводит ритм

или не справляется с

песни шагами на месте

песни шагами на месте и в

заданием.

движении по

залу;

2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках

допускает более 50%

ребёнок воспроизводит

допускает 2-3 ошибки;

ошибок при

ритмический рисунок без

воспроизведении

ошибок;

ритмического рисунка

3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:

Пассивен при

ритмический рисунок

ребёнок сам сочиняет и

сочинении

носит эмоционально

оригинальные ритмически

ритмического рисунка,

выразительный характер ;

рисунки, творчески подходит к

не проявляет творчества

придумыванию ритмического
рисунка;

2) танцевальное:
не чувствует характер

чувствует общий ритм

– ребёнок чувствует характер

музыки, движения не

музыки, повторяет

музыки, ритм, передаёт это

соответствуют темпу и

движения

в

ритму музыки

за

использует знакомые

другими, движения

движении; самостоятельно

соответствуют характеру

движения

музыки;

свои; движения выразительны

42

или

придумывает

Результаты заносятся в

карты наблюдений детского развития,

позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка.
Формой

подведения

итогов реализации

данной

дополнительной

образовательной программы так же являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления;
▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги («Осенины», «Посиделки на завалинке»»);
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах;
▪ поступление ребенка в танцевальные студии
3.4. Планируемые результаты освоения Программы
Предметно-информационная составляющая
К окончанию четвертого года обучения дети должны:
1. Иметь представления:


о собственном теле, правильной осанке;



о танце, согласованности движений и музыки в нем;



о бальном танце.



понятия

2. Знать:
(тренировочный

костюм,

спортивный

костюм, концертный костюм, музыкальное вступление, линия
танца, интервал);


основы танцевальной азбуки (постановка корпуса, I,

II, IV позиции рук, III и VI позиции ног, танцевальные шаги,
постановка корпуса в паре, направление движения пары);


детские, массовые и диско- танцы произвольной

программы.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
К окончанию 4 года обучения дети должны:
43

1. Уметь:


выполнять начальный тренаж для развития различных

групп мышц, подвижности суставов и пластичности рук;


хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять

интервалы в движении;


координировать свои движения, сохраняя правильную

осанку;


различать музыку по характеру, темпу и ритму;



реагировать на начало музыки и ее окончание,

исполнять музыкальное вступление «preparation»;


музыкально

исполнять

выученные

движения

в

соответствии с ритмом и темпом музыки;


давать

характеристику музыкальному фрагменту,

создавать игровой танцевальный образ;


исполнять произвольные и конкурсные танцы.

2. Иметь навыки:


культуры поведения в образовательном учреждении,

на занятии, конкурсе, соревновании, концерте;


гигиены костюма;



коллективной

деятельности

под

руководством

педагога;


зрительного и слухового восприятия.

Ценностно-ориентационная составляющая
Воспитанники к концу 4 года обучения должны проявлять:


интерес к возможностям своего тела;



интерес к музыке и танцу как проявлениям красоты;



стремление

к

танцевальной

деятельности

как

источнику радости;


отзывчивость,

сопереживание,
44

доброжелательное

отношение друг к другу.

3.5. Методические материалы
Модуль ритмика и танец
1. Бондаренко Л.А. Ритмика и танец. Киев, 1972.
2. Боголюбская.

Учебно-воспитательная

работа

в

детских

самодеятельных хореографических коллективах (учебно- методическое
пособие). М., 1982.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). —
2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. М., 197273.
5. Руднева С.Д. и Фиш Э.М. Ритмика и музыкальное движение. М., 1972.
Модуль классический танец:
1.Авторитетные психологи России. Развитие личности ребенка 5 – 7 лет.
– Екатеринбург.: Рама Паблишинг, 2010.
2.Авторитетные психологи России. Развитие личности ребенка 7 – 11 лет.
– Екатеринбург.: Рама Паблишинг, 2010.
3.Азбука танцев. / Авт. – сост. Е.В. Днинц, Д.А. Ермаков. – М. : ООО
«Издательство АСТ»; Донецк. : «Сталкер», 2004.
4.Аникеева

Н.П.

Психологический

климат

в

коллективе.

–

М.:

Просвещение, 1999.
5.АнтонДю Беке. Учимся танцам за месяц./ Танцкласс от хореографа шоу
«Танцы со звездами» на английском канале ВВС. – М.: Эксимо, 2008.
6.Барабанщиков

В.В.

Психологическаясаморегуляция

состояния

в

спортивных танцах. / Материалы VIII Всероссийской научно-практической
конференции. – М., 2004, стр. 38-43.

45

7.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1999.
8.Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2002.
9.Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.:
Прогресс, 1999.
10.

Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник для высших

и средних учебных заведений культуры и искусства. – СПБ.: Лань, 2002.
11.

Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6

томах. – М.: Педагогика, 1984 – Т 4.
12.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.

13.

Гай Говард. Техника европейских танцев. – М.: Артис, 2003.

14.

Гальперин Ян. Учимся танцевать легко! – М.: Центрполиграф,

2009. (Мастер – класс).
15.

Гарри Смит – Хэмпшир. Венский Вальс. Как воспитать чемпиона.

– М.: Артис, 2000.
16.

Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность. Гибкость, Физкультура и

спорт, 1991.
17. Ермакова Д.А. От фокстрота до квикстепа. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер,
2004.
18. Кошелев С.Н. Биомеханика спортивного танца. – М.: Артис, 2006.
19. Лисицкая Т.С. Силовая тренировка. / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. –
М.: Федерация аэробики России, 2011.
20. Мур Алекс. Бальные танцы. Пересмотренная техника европейских
танцев.
21. Часть первая. Квикстеп.
22. Часть вторая. Медленный вальс.
23. Часть третья. Фокстрот.
24. Часть четвертая. Танго.
25. Музыка и движение. –М.: Искусство, 1999.
46

26. Перевод с английского и редакция Ю. Пина. – М.: «Москва», 2009.
27. УолтерЛэрд. Техника латиноамериканских танцев.
28. Часть первая. Румба. Самба.
29. Часть вторая. Пасодобль. Ча-ча-ча. Джайв.
30. –М.: Артис, 2013.
Модуль народный танец:
1. Данилюк А.Я. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. –
М.: Просвещение, 2010.
2. Исмаилова Е.В. // К вопросу о понятии «культура». /Вестник института
педагогических исследований. ЧГАКИ, 2002, №4.
3. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004.
4. Клепиков В.Н. Эстетическая культура в контексте триады «ИстинаДобро-Красота». Педагогика, 2006 - №2, стр. 29.
5. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь. –М.:
Академия, 2000.
6. Кондратенко Ф.Д. Эстетическое отношение и эстетическая оценка. –
М.: Искусство, 1981.
7. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание в системе дополнительного
образования. –М.: РОН, 2009.
8. Русанова В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа
творческого образа жизни. – Челябинск.: Челябинская Государственная
академия культуры и искусств, 2011.
9. Телегин А.П. Танец как средство эстетического воспитания и
формирования личности. //Я.А. Каменский и проблемы современной
школы: Всероссийская научно-практическая конференция. /Самара, 3031 марта 1992. – Самара, 1992.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».