Министерство образования Российской Федерации Департамент образования г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 562 620028, г. Екатеринбург, ул. Крылова,5 тел.:(343) 205-06-18, факс: (343) 242-74-98, e-mail: mdou562@eduekb.ru ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ- детский сад № 562 Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУдетский сад № 562 _____________ Нойманн Е.Н. Приказ от «30» августа 2024 г. № ___ УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 562, реализующего образовательную программу дошкольного образования и адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 - 2025 учебный год г. Екатеринбург 2024год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Нормативные основания составления учебного образовательной деятельности. Учебный план муниципального бюджетного плана организованной дошкольного образовательного учреждения- детский сад комбинированного вида № 562 (далее – Учебный план) – является нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса, устанавливающим перечень образовательных областей и объём времени на организованную образовательную деятельность. При этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Учебный план разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования, а также нормативными и распорядительными актами органов исполнительной власти в сфере образования и осуществляющей функции контроля и надзору в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и т.д., а также локальными актами, распорядительными актами ДОУ: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения и дополнения от 19 декабря 2023 г. N 618-ФЗ); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (изменения и дополнения Редакция от 17.02.2023); Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 2020 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 2021 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана: Учебный план соответствует, реализуемым в МБДОУ образовательной программе – образовательной программе дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражает образовательные области, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников; принцип гибкости; принцип преемственности дошкольного и начального общего образования; принцип учета индивидуальных особенностей детей; принцип учета приоритетной направленности деятельности Детского сада. Основными задачами Учебного плана являются: реализация ОП ДО (2024г.) во всех возрастных группах от 2 до 7 лет, реализация АОП ДО (2024г.) для детей с ОВЗ, регулирование объема образовательной нагрузки по всем возрастным группам, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП, обеспечение целостности и единства образовательного процесса как основы повышения качества дошкольного образования. 1.3. Характеристика структуры Учебного плана В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализаций требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Обязательная часть основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Детского сада соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028. Обязательная часть адаптированной основной образовательной программы дошкольного образованиядля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики и формы организации образовательной деятельности. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности представлены парциальными программами: 1.Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»- парциальная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста 2. Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) 3. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее общего времени; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Выбранное сочетание программ и проектов обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. 1.3.1. Структура учебного плана организованной образовательной деятельности: Содержание данных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие. В соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО каждой образовательной области соответствуют определенные направления деятельности. Реализация Учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, их склонностями и интересами, потребностями родителей, а также с учетом рекомендаций авторов реализуемых программ. В Детском саду в 2024 – 2025 учебном году функционирует 6 групп, из них 5 общеразвивающие группы (детей от 2 до 7 (8) лет) и 1 группа компенсирующей направленности (детей от 6 до 7 (8) лет): Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 30 мая. В летний оздоровительный период педагогами организуются занятия как деятельность, направленная на освоение детьми модулей «Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» и «Образовательная область «Физическое развитие». В соответствии с Планом работы в летний оздоровительный период, организуются физкультурные и музыкальные досуги и развлечения, подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок. Коррекционно-развивающая работа проводится специалистами по индивидуальным планам работы с детьми. Продолжительность учебного года: 37 недель Учебный год «Новогодние каникулы» Сроки проведения мониторинга качества образования Летний оздоровительный период Продолжительность учебной недели Режим работы групп с 2 сентября 2024 года по 30 мая 2025 года с 30 декабря по 31 декабря 2024 года, с 26 по 30 мая 2025 года с 15 по 26 сентября 2024 года и с 14 по 25 мая 2025 года с 2 июня по 29 августа 2025 года пять дней (понедельник – пятница) 7.30 – 18.00 В соответствии с ФОП ДО занятия рассматривается, в т. ч. как деятельность, направленная наосвоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и т. д. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Таким образом, введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно. В общеразвивающих группах занятия по физическому развитию и музыкальной деятельности проводится со всей группой детей. Музыкальную деятельность с детьми осуществляют музыкальные руководители, физическое развитие в средней, старшей и подготовительной к школе группах – инструктор по физической культуре, в группе раннего возраста (от 2 до 3 лет), младшей группе (3-4лет) – воспитатели. В группе компенсирующей направленности: образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом; в образовательный процесс в области «Социально-коммуникативное развитие» желательно вовлекать родителей (законных представителей) обучающихся, а также всех остальных специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты; обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель в ходе специально организованных занятий и в свободное время, элементы рисования, лепки, аппликации включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи; музыкальные занятия проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель, при необходимости в этих занятиях может принимать участие учитель – логопед. В группе компенсирующей направленности занятия проводится по подгруппам (6 -7 человек) и индивидуально. Занятия по музыке и физической культуре проводятся со всей группой детей. Музыкальную деятельность с детьми осуществляют музыкальный руководитель, физическое развитие детейв возрасте от 6 до 7 (8) лет – инструктор по физической культуре. Ведущим специалистом в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) является учитель – логопед. Коррекционная работа осуществляется учителем – логопедом через подгрупповую и индивидуальную работу в соответствии с учебным планом и планом специалиста. Во всех группах коррекционно-развивающие занятия учителя - логопеда не входят в учебный план. Занятия этого специалиста проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционные занятия учителя - логопеда являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в образовательном процессе. Такая вариативность обеспечивает исключение превышения дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей отражено в Расписании занятий. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, дневная суммарная образовательная нагрузка определена в соответствии с СанПиНом 1.2.3685 - 21.