Образовательная программа дополнительного образования «Песенка – чудесенка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
– ДЕТСКИЙ САД №562

УТВЕРЖДАЮ:
______________________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

кружка вокального искусства
«Песенка – чудесенка»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год

Подготовила музыкальный
1квалификационной категории
Процкая Екатерина Валерьевна

Рабочая программа вокального кружка "Песенка - чудесенка" создана на основе
методического пособия «Вокально – хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной,
В состав программы входят:
 пояснительная записка с указанием цели, задач работы с детьми;
особенности слуха и голоса детей 5 -6 лет;
 структура занятия;
 методы и приемы;
 содержание программы;
 календарный план;
 примерное распределение материала на учебный год.
1. Пояснительная записка.

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед).
Занятия в вокальном кружке проводятся с октября по май, 68 занятий в год. Основная
форма работы с детьми – занятия длительностью 30 минут, которые проводятся два раза в
неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря
пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные
способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность
просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится
взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс,
связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение,
эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно,
природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке
певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по
вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие
главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость
организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
- развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству;
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя
диапазон;
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания
певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с
природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать,
интонировать), нужно соблюдение следующих условий:

- игровой характер занятий и упражнений;
- активная концертная деятельность детей;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не
только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры,
пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, музыкальный центр, микрофон,
кассеты, СD, МП3-диски и карта памяти, с записями музыкального материала);
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького
артиста.
Работая с детьми, необходимо бережное отношение к детскому голосу. Проводить
работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора
и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над
песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие
на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие
слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью,
ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие.
Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее,
чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.
Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в
работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких
звуков. Удобными являются звуки - ми, фа-си. В этом диапазоне звучание естественное,
звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка
два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса)
и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);
- тембровыми подгруппами;
- при включении в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение a, ccapella, совместно с музыкальным руководителем.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно
«распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание с попевок
(вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его
вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 минут. Время распевания может
быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных

произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из
важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты
(физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание
песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой
интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими
оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают
его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение,
спеть без сопровождения);
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Программа включает подразделы:






восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции).

Певческие навыки.

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников
огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой
работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции
включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
- постепенное округление гласных звуков;
- умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных звуков;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в
разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного
резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается
язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое
открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое
содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки,
песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание.
Ребенок, обучающийся пению,
которая состоит из трех этапов:

осваивает следующую технику распределения дыхания,

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в
целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и
мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения
артикуляционной гимнастики:

- не очень сильно прикусить кончик языка;
- высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
- покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую
сторону;
- упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как
бы проткнуть щеки;
- пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить
щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
- постукивая пальцами сделать массаж лица;
- делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
- сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на
одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Содержание программы:
7 основных разделов (68 часов):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Определение уровня развития певческого голоса у ребёнка
Артикуляция. Выразительная дикция.
Расширение певческого диапазона
Освоение техники распределения дыхания
Восприятие музыки.
Эмоциональное выразительное исполнение.
Азбука музыки.

Итоговые выступления:

3 часа
10 часов
5 часов
10 часов
10 часов
20 часов
6 часов
4 часа

Музыкальный репертуар:
1. Русские народные песни (с музыкальным сопровождением).
2. Русские народные песни (без музыкального сопровождения).
3. Детские эстрадные песни (под фортепианное сопровождение).
4. Детские эстрадные песни (под фонограмму).
5. Песни из мультфильмов (под фортепианное исполнение).
6. Песни из мультфильмов (под фонограмму).
7. Упражнения и попевки.
Ожидаемый результат:
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к
вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать

мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат
движение мелодии, «поступенное» и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая
установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без
напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают
гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи
руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не
опережая друг друга.

Календарный план работы кружка вокального искусства
«Песенка – чудесенка».
Реализация программы рассчитана на 68 часов.
Количество занятий – 2 раза в неделю.
Месяц

№ заТема
Задачи
нятия
Октябрь
I.
Определение
уровня Выявление вокальразвития
певческого ных способностей
детей, определение
голоса у ребёнка.
диапазона голоса.
1.
Особенности звучания
Выявление
голоса в речи.
природных
данных ребёнка.
2.
Певческая установка.
Выработка
правильного певческого положения перед

Репертуар
Песни по желанию,
попевка «Песенка чудесенка».
Песни по желанию
детей.
Упражнения:
дед»,
«Медведь».

«Сидит
«Ветер»,

3.

Ноябрь

II.

4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
Декабрь

III.
14.
15.
16.
17.
18.

19.

Слуховое внимание.

началом пения.
Различать ритмический рисунок, чистоту
интонирования.

Упражнения: «Я бегу,
бегу», «Пильщики».
Песня:
«Встречаем
осень»
Песня: «Здравствуй,
Артикуляция.
21 век»; «Зуб».
Выразительная дикция.
Работа над пропеванием
Попевки:
Развитие
гласных звуков:
«Антошка», «Астра».
подвижности
Звук «А»
«Окунь»
моторики артикуЗвук «О»
«Ишак»
ляционного аппарата.
Звук «И»
«Буква Ы», «Эхо».
Преодоление
Звуки «Ы»; «Э»
«Удод», «Юлька».
дефектов
Звуки «У»; «Ю»
Песни:
«Рождественспроизношения.
Чистоговорки с пением на Развитие способности кая песня»; «Простая
постановку
шипящих, петь интопесенка», «Хлопайте в
свистящих:
ладоши».
национно чисто.
Звуки «Ж»; «Ш»
«Мишутка», «Медвежонок плюшевый».
Звуки «Ч»; «Щ»
«Чайник-ворчун», «Ты
нас, мама, не ищи»,
Пропевание сонорных
«Воробьиное купание»,
звуков:
«Р»,
«С»
«Лягушки и журавли»
Звуки:«К»,«Ч»
«Рыбка».
Распевки на закрепление
«Родной край»,
всех
«Морские волны».
звуков речи.
Научить
различать Упражнения:
Расширение певческого
высоту
звука
в на одном звуке,
диапазона.
Атака звука.
соответствии с зана двух звуках,
Звукообразование.
данной тональтетрахорды,
Чистоговорки.
ностью. Умение петь звуковые скачки,
Звуковедение.
естественным
арпеджио и гаммы.
Работа над интонацией.
голосом, постепен«Диназавр», «Попроно расширяя
шайка», «Слоник»,
диапазон.
«Как на горке снег»,
«Машина».
Итоговое занятие.
Концертная программа

Январь

IV.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

29.
Февраль

V.
30.

31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.

Освоение
техники
распределения дыхания.
Дыхательные упражнения
без звука.
Развитие силы дыхательных
мышц.
Продолжительность
и
равномерность выдоха.
Звуковые
дыхательные
упражнения.
Комплекс упражнений
звуковой психорегуляции
дыхания.
Дыхательные упражнения с
движениями.
Речевые игры на дыхание.
Произнесение скороговорок
на одном дыхании.
Проговаривание
предложений, различных по
продолжительности.
Исполнение и закрепление
песен.
Восприятие музыки
Знакомство с песней, с
движением
и
паузами.
Беседа.
Показ песни с помощью
метрических
движений
(хлопки, шлепки).
Показ песни в сочетании с
движением рук по фразам.
Показ песни с превращением и во время релаксаци.
Работа над динамикой.
Динамические оттенки.
Работа над ритмом.
Пение по ритмическим
картинкам.
Работа над темпом.
Работа над выразительностью.

Песни:«Гномы»; «Песня
Бабы Яги»
«Вдох
и
выдох»,
Овладение техни«Дирижёр», «Мороз».
кой певческого
дыхания.
Привитие «Синьор-помидор»,
«Силовое дыхание».
навыка
«Ладошки», «Кошечка»,
правильного
«Ушки».
распределения
«Воздушный шар», «Пудыхания на основе
зырь», «Котёнок и шар».
дыхательных
«Муха», «Комар»,
упражнений.
«Жук», «Стрекоза»,
«Звуковая релаксация».
«Воздушный шар»
Игра «Лягушки».
«Кукареша».
«Как на горке», «Раз,
Егорка, два. Егорка».
«Едем в гости».
Песни: «Маленькая
страна»; «Туту-ляк».

Формирование
интереса
к
вокальному искусству
и
певческой культуре.

Игры и задания:
«Спрячем мелодию».
«Поиграем с песенкой»
«Волшебная палочка»,
«Выступление
по
телевизору»;
«Фабрика звёзд»,
«Мальчики и девочки».
«В детском садике»,
«Русские народные
инструменты»,
«Полька»,
«На птичьем дворе»,
«Совушка – сова»,
«Шведский стол».
Песни: «День добрый»,
«Козлёнок».

Итоговое занятие.
Песни из репертуара
(концертная
программа)

Март

VI.
41.
42.
43.
44.
45 –
50.

Эмоциональное выразительное исполнение.
Разучивание текста песни
без сопровождения.
Разучивание с сопровождением.
Закрепление текста в ритме
песни.
Пение «Эхом».
Певческая работа:
Работа над качеством
исполнения.
Вокально-двигательная
гимнастика;
Вокально-хоровые
упражнения;
Артикуляционная
гимнастика;
Дикционная разминка;
Речевые и ритмические
игры;
Музыкально-пальчиковые
игры,
Вокализация мелодии,
Музыкальные
игры
с
пением.

Апрель

51 –
60

Май

Vll.
61.

Азбука музыки.
Нотный алфавит.

62.
63.
64.

Музыкальные загадки.
Звуковысотная лесенка
нотного стана.
Чудеса в звуке.

65.
66.

Звуки музыки.
Характер музыки.

67

Итоговое занятие.

68.

Заключительное
выступление.

Развивать умение
петь выразительно,
передавая
характер
песни.
Развивать интерес
к
эстетической
ценности
музыкального
произведения на
основе восприятия и
исполнения песни.

Музыкальная
композиция «Репка».
Знакомство музыкальным текстом.
Разучивание тем деда
и бабки.
Разучивание темы
внучки и кошки.
Разучивание темы
жучки и мышки.
Исполнение всех тем.
Исполнение песни по
ролям.
Исполнение тем в
ансамбле.
Попевки;
Упражнения;
Скороговорки;
Музыкальные
игры.
Песни:
«Солнечный
зайчик», «Весна»,
«Маленькая страна»,
«Ой,
вставала
я
ранёшенько».

Формировать
умение
правильно
передавать
мелодию в пределах
ре – до2 октавы.
Чисто интонировать и
различать звуки по
высоте. Познакомить
с истоками
музыкальной
грамоты.

Попевка
«Нотный
алфавит».
Загадки под музыку.
«Лесенка», «Высокая
лесенка».
«Весёлые запоминалочки», «Наш дом».
«Бубенчики звенят».
Считалочки, загадки,
попевки.
Подготовка
к
заключительному
концерту.
Концертная программа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».