ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
09.02.2022
Рогожина О.В.
Учитель-логопед МБДОУ – детский сад № 562
Консультация для родителей
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
5-6 ЛЕТ
Поговорим сегодня о том, какой должна быть речь ребенка 5-6 лет. Норма -
понятие относительное, но все же основные закономерности речевого развития
детей родители должны знать, чтобы было к чему стремиться, чтобы вовремя
заметить отставание и устранить его. Главное, нужно помнить, что образец
правильной речи дают ребенку в первую очередь родители.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка этого возраста появляются
собирательные существительные. (Существительные, обозначающие совокупность лиц,
предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут
употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё
и пр.) Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние
предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия
(добрый, душевный...). Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями.
Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет,
вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный
(метро).
Имеют представление:
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких
животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право,
лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Знают:
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы
государства;
- географические понятия: море, река, горы,
пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и
сложные предлоги (из, из под...);
- правильно изменяет имена существительные по
числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи
существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами
существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле
новой);
- образовывает притяжательные прилагательные
(медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части
речи.
На шестом году жизни без дополнительных
вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То
есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической
речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К
концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически,
лексически и грамматически правильно оформленной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной
слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом
ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего
незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и
немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это
новое слово в самостоятельную речь. Бурное речевое развитие детей в этом
возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк,
мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести
годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей
усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Уровень развития фонематического
слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является
необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.
ПРОСОДИКА (ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ,
ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ)
Темп речи детей в повседневном
общении остаётся умеренным, однако стилистические и содержательные затруднения
могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу,
немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения,
желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро,
взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на
качество звуко- и словопроизношения. Торопливость может привести к
недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков.
Кроме того, смена зубов, происходящая
на шестом году жизни, также способна затруднить звукопроизносительные
возможности ребенка.
Для того чтобы паузы и остановки не стали
постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить
малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.
Дети шестого года жизни четко
улавливают оттенки настроения взрослых. Ребенок различает вопросительную,
побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки
чувств и эмоций. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко
определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение,
радость, огорчение. Естественно, ребенок хорошо понимает и различает, когда вы
разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребенка на
ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете
вид, что слушаете какой–то рассказ, описание, впечатление малыша, он
постарается побыстрее закончить. Пробормотать то, что собрался рассказывать и
замкнется. Чаще общайтесь с ребенком, показывайте, что сопереживаете ему,
хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что
чувствует ваш малыш, о чем он думает, почему он решил вам доверится.
От того, как вы будете разговаривать с
ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена
будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его
речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний,
предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно
оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством
общения, но и орудием мышления.
Ребенок шестого года жизни доброжелательно
общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать
одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки,
дополнять. Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития
ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о
ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом,
соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников.
В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными
источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи,
рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений,
посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует
обогащению его словаря.
В старшем дошкольном возрасте ребенок
продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов,
пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по
цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению
деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества
существительных, прилагательных, глаголов.
В рассказе о предметах ребенок употребляет
слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий,
тяжелый —- легкий, пушистый — гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки,
объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их
частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета
(гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).
Кроме предметного окружения, ребенок
осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных
отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе,
стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Что знает и использует в речи ребенок
5—6 лет?
Ребенок знает свой адрес, родной город и его
достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов
семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть
различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные
явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для
детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы,
произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Словарь и грамматический строй
отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных
видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной,
театрализованной и др.
Что особенного в речи старших дошкольников
5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются
все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки
звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень
развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника.
Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения
развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать
о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать
причинноследственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В
связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем
высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью
овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно.
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто
взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный
образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора
использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе,
поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов,
используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с
предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют
существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие
предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные,
обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко
употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся
использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий
— низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, —
синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение
лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются
недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах
сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно
меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной,
восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его
значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом,
правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит
все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет
ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ:
определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и
количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для
освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к
звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание
на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными
интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень
быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать
речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало
отличается от речи взрослых.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2022
Дата обновления: 09.02.2022
Дата публикации: 09.02.2022