Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой государством системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Существовал с 1931 по 1991 год и охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Являясь основой физического воспитания и программой физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины/
Указ о возрождении норм ГТО для школьников. С 1 сентября по поручению президента России
снова вводится физкультурный комплекс ГТО. Сдавать спортивные нормативы
школьники будут с шести лет. За хорошие результаты подросткам обещают знаки
отличия, а также присвоение спортивных разрядов и званий. А с 2015 года, помимо
результатов ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы будут учитывать и результаты сдачи норм
ГТО. Новая система предусматривает целых 11 возрастных групп. Теперь
физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То есть
принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий. Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде
всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и
большой моторики. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического
развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства
характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма.
Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Для развития координации движений сензитивным является старший
дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям
гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. С точки зрения же психологов, динамика физического развития
неразрывно связана с психическим и умственным развитием.
Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в
психическом развитии.
Цель Комплекса «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)»: Повышение эффективности использования
возможностей физической культуры и
спорта в укреплении
здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма
и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Задачи Комплекса:
Увеличение числа
граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Повышение уровня
физической подготовленности, продолжительности жизни граждан.
Формирование у населения
осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и
спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.
Повышение общего уровня
знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных
занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Модернизация системы
физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского,
школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе
путем увеличения количества спортивных клубов.
Ступени:
· Первая ступень — от 6 до 8 лет;
· Вторая ступень — от 9 до 10 лет;
· Третья ступень — от 11 до 12 лет;
· Четвертая ступень — от 13 до 15 лет;
· Пятая ступень — от 16 до 17 лет;
· Шестая ступень — от 18 до 29 лет;
· Седьмая ступень — от 30 до 39 лет;
· Восьмая ступень — от 40 до 49 лет;
· Девятая ступень — от 50 до 59 лет;
· Десятая ступень — от 60 до 69 лет;
· Одиннадцатая ступень — от 70 лет и старше.
Комплекс состоит из следующих частей:
Первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня
физической подготовленности населения установленных нормативов с последующим
награждением значками отличия комплекса.
Вторая часть (спортивная) направленная на привлечение граждан к
регулярным занятиям физической культурой и спортом с учётом возрастных групп
населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых
спортивных разрядов.
Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической
культуры и спорта:
·
Влияние занятий
физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности.
·
Гигиена занятий
физической культурой.
·
Основные методы контроля
физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными
системами и видами спорта.
·
Основы методики
самостоятельных занятий.
·
Основы истории развития
физической культуры и спорта.
Овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Рекомендации к
недельному двигательному режиму (не менее 10 часов.) № Виды двигательной активности Временной объем 1. Утренняя гимнастика. Не менее 70 2. Обязательные учебные занятия в
образовательных организациях 120 3. Виды двигательной активности в
процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.) 150 4. Организованные занятия в
спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, гимнастике,
подвижным играм, в группах общей физической подготовки, участие в
соревнованиях Не менее 120 5. Самостоятельные занятия физической
культурой (с участием родителей), в том числе подвижными играми и другими
видами двигательной активности Не менее 160 6. В каникулярное время ежедневный
двигательный режим должен составлять Не менее 3 ч.
в неделю, мин.
Вспомним, мы уже останавливаемся на том, что познавательная функция развивается
именно через движение, так же как и речь, и даже художественно-эстетическое
развитие…
«Детские сады должны стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к
здоровому образу жизни и спорту. Свои первые значки ГТО ребята должны получать
именно в дошкольных образовательных учреждениях. Для «ясельной группы» ГТО
достаточно придумать «Веселые старты». В них не должно быть проигравших.
Дети — подражатели. Если один ребенок получит значок, то остальные также
захотят его получить. И мы должны помогать им достичь желаемой цели».