Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования «Изостудия» направлена на введение ребенка в мир цвета и формы, живописной образности, художественной графики, изобразительного творчества и фантазии. Включаясь в мир изобразительного искусства, дети учатся продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные состояния, настроения, переживания и передавать свои знания об окружающем мире. Они учатся тонко чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме, на языке живописи и графики. При целенаправленном участии взрослого с минимальным набором критических замечаний в рамках партнерских отношений, у ребенка будет складываться авторская доказательствами – позиция художника, собственными подкрепленная произведениями. неоспоримыми Такое понимание изобразительного искусства дошкольника, его места и роли в познавательном и творческом развитии ребенка, в развитии его художественных способностей определило весь комплекс задач, которые ставятся в данной программе. Однако программные занятия предусматривают использование стандартного набора изобразительных материалов (акварель, гуашь, кисти, простой карандаш, восковые мелки) и традиционные способы передачи изображения в рисунке. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для гармоничного развития творческих способностей современного ребенка дошкольного возраста. Поэтому в современных условиях возникает необходимость проведения дополнительных занятий по ИЗО деятельности с детьми дошкольного возраста. В МБДОУ № 562 был проведен опрос среди родителей воспитанников и принято решение об организации дополнительной образовательной услуги по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности Изостудия, которая помогла разнообразить интегрированных занятий, циклы программных представленных в заданий программе ДОУ комплексом дополнительного образования, художественного воспитания и развития детей от 3 до 7 лет «Изостудия». Цель программы: формировать эстетическое восприятие окружающего мира, учить детей дошкольного возраста видеть эстетические свойства и признаки предметов или 2 явлений, изучать разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и их оттенков, развивать умения отражать в рисунке яркие образы объектов окружающего мира и передавать свое отношение к изображаемым предметам или явлениям. Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Ознакомление детей с произведениями отечественного и мирового искусства и развитие интереса к различным видам и жанрам искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и др.). 3. Ознакомление с традиционными для региона видами и жанрами искусства (приобщение детей к техникам и материалам художественной деятельности Среднего Урала). 4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 5. Ознакомление с различными средствами художественно-образной выразительности. 6. Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих нестандартные художественные решения. 7. Формирование у детей дошкольного возраста практических навыков работы и совершенствование умений посредством применения нетрадиционных способов и техник рисования. 8. Развитие воображения, креативности и формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности. 9. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Основные направления работы по программе «Нетрадиционное рисование». 3 Приоритетным направлением в программе является гармоничное развитие детей. Обучение их рисованию, введение в мир изобразительного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия окружающего мира является средством, механизмом достижения главной цели – творческого развития личности ребенка. Отсюда выстраивается иерархия и содержательная направленность задач. В процессе формирования личности человека на первом месте стоят задачи творческого развития, помогающие раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка. На втором – задачи, направленные на формирование эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей жизни и искусстве, приобщение детей к культуре. На третьем – специальные учебные (практические умения и навыки изобразительной деятельности). Воспитательные задачи являются сквозными и присутствуют в каждой группе задач. Данная программа является составительской и разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями и концепцией художественноэстетического воспитания детей. При разработке данной программы были использованы следующие программно-методические материалы: - Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М: Скрипторий, 2010. - Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе Развитие». М: НОУ «УЦ им. Венгера «Развитие», 2004. - Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009. - Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009. - Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006. Система занятий «Изостудии» построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций. 4 Организация образовательного процесса. Объем курса составляет 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность одного занятия варьируется от возраста детей в соответствии с СанПиН.. Специального отбора детей на занятия не предусматривается. Оформление изостудии должно вызывать у детей радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки, наполненной картинами (и/или их иллюстрациями), предметами и игрушками, изготовленными народными мастерами и т. п. Обязательным компонентом предметно-развивающей среды в изостудии должны стать альбомы, фотографии, открытки, книги, знакомящие детей с искусством. А также необходимо использовать в оформлении помещения индивидуальные и коллективные работы, созданные детьми. Структура занятий по нетрадиционному рисованию общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие представляет собой единое целое, где все элементы взаимосвязаны друг с другом. Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 10% общего времени и зависит от степени сложности основных задач занятия. В этой части происходит вовлечение детей в творческий процесс: приветствие, стимулирование интереса, создание психологического и эмоционального настроя, сосредоточение внимания, формулирование творческого задания, обсуждение возможных способов его решения. Основная часть занятия длится от 80 до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи занятия, происходит продуктивная изобразительная деятельность: воплощение замысла, поэтапное создание рисунка (картины), освоение технических приемов, работа с художественными материалами, проработка деталей. Заключительная часть занятия длится от 3 до 5% общего времени. В этой части появляется творческий результат изобразительной деятельности и происходит: рассматривание готовых работ, эмоциональное обсуждение рисунков, придумывание названий, высказывание мнений и оценок педагогом и детьми, игровая 5 физкультминутка или свободное созерцание предметно-развивающей среды изостудии, прощание. Для проведения занятий используются следующие методы и приемы: - словесный метод; - игровой метод; - наглядно- слуховой метод; - метод сенсорного насыщения (движение рук по предмету для ознакомления с ним); - метод пробуждения ярких эстетических эмоций; - метод разнообразной художественной практики; - метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками). Методические приемы: - формообразующие движения рук в воздухе и на бумаге; - раскрепощение рисующей руки; - смешивание красок для получения новых цветов и оттенков; - дорисовка незавершенных образов и композиций; - украшение, декорирование предметной или геометрической основы; - беспредметные абстрактные композиции для развития воображения; - сочетание самостоятельных действий с выполнением творческих заданий. Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется целями, задачами каждого конкретного занятия, и его содержанием. Для выполнения поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий: рисование предметное (с натуры или по представлению), рисование на различные темы (сюжетное), декоративное рисование, творческие задания (рисование по замыслу), рисование беспредметное (отражение природных явлений, настроения), мастер - классы (рисование - экспериментирование). 6 При проведении занятий используются разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования (рисование пальчиками, ладошками, кляксография, шаблонография, монотипия, тампонирование и т. п.). А также используются смешанные изобразительные техники с применением самых различных художественных материалов и инструментов творческой деятельности (ватных палочек и дисков, восковых мелков и масляной пастели, перламутровой гуаши, акварели и гелей с блестками, цветных карандашей и фломастеров). Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, колорита и закономерностей композиции и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. При этом нетрадиционные техники рисования должны отвечать следующим критериям: - быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими; - содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного образа; - знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, губкой, пальчиками, ватными палочками и т. п.); - развивать ручную умелость; - соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Организация образовательного процесса в рамках курса Изостудия строится на принципах интеграции позволяет творческому педагогу сделать занятия по ИЗО деятельности более интересными и увлекательными для всех детей, независимо от уровня их творческих способностей и первоначальной подготовки (в том числе и для детей с ограниченными возможностями и/или особенностями развития). Широкое использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Основной формой представления результатов занятий Изостудии являются творческие работы детей, которые постоянно в течение всего периода обучения демонстрируются на выставке в фойе детского сада, используются при оформлении 7 музыкального (спортивного) зала к праздникам, а также принимают участие в различных общегородских конкурсах. При соответствующем индивидуальном (личностном) подходе в работе с детьми дошкольного возраста действительно достигаются интересные творческие результаты – рисунки, отражающие неповторимый и уникальный жизненный опыт, эмоции и впечатления каждого ребенка. Работы детей в этом случае приобретают самостоятельную и эстетическую ценность, служат украшением детского сада и дома, создавая позитивную энергетически емкую, насыщенную, живописно организованную цветовую среду. В начале и конце учебного года педагогом проводится педагогический мониторинг. Соответствие результатов образования целям и задачам обучения оценивается по следующим специфическим показателям развития детского творчества в продуктивной деятельности: - новизна, оригинальность, вариативность решения творческой задачи и конечного результата детского творчества; - нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа; - склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; - соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям и индивидуальный «почерк» детского рисунка; - общая ручная умелость. Наиболее эффективным путем развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста является интеграция различных средств и видов изобразительной деятельности. Их разумное сочетание и разнообразная тематика заданий, а также вариативность при выборе художественных материалов предоставят детям возможность пополнить свой багаж знаний и умений и ярче проявить себя в том или ином виде изобразительно – творческой деятельности. 8 Кроме благоприятные того, на условия занятиях для изобразительной общения детей друг деятельностью создаются с педагогом другом и (индивидуальное творчество и сотворчество). Дополнительные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании доступными и увлекательными способами. Разнообразные художественно – творческие занятия Изостудии, максимальное внимание и уважение к детским работам со стороны воспитателей и родителей, широкое их использование в оформлении помещений детского сада, наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, учит видеть прекрасное вокруг, придумывать новое и интересное, удивлять окружающих и жить по законам красоты. Освоение воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы Изостудия ведется последовательно, но каждый год обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала. Системный подход в образовательном процессе позволяет развивать творческие способности детей и закреплять их умения и навыки на более высоком уровне. Дополнительная общеразвивающая программа Изостудия имеет несколько разделов, которые связаны между собой и в то же время имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков. На занятиях Изостудии теоретическая часть неотделима от практической части. Поэтому на практических занятиях обязательно отводится 5 – 7 минут для теории. Учебно-тематический план Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 6 2 Путешествие в лес, парк 4 9 3 Путешествие в сад, огород 5 4 Путешествие в мир растений 5 5 Путешествие в мир животных 8 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир насекомых 3 8 Путешествие в мир моря 1 9 Путешествие по городу 4 10 Путешествие в мир человека 7 11 Путешествие в мир дома 4 12 Путешествие в мир игрушек 5 13 Путешествие в мир сказок 5 14 Путешествие в мир фантазий 4 15 Традиции и праздники 6 Итого 72 Учебно-тематический план Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 6 2 Путешествие в лес, парк 5 3 Путешествие в сад, огород 3 4 Путешествие в мир растений 8 10 5 Путешествие в мир животных 3 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир насекомых 3 8 Путешествие в мир моря 2 9 Путешествие в мир космоса 2 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 3 11 Путешествие по городу 5 12 Путешествие в мир человека 5 13 Путешествие в мир дома 3 14 Путешествие в мир игрушек 3 15 Путешествие в мир сказок 5 16 Путешествие в мир фантазий 4 17 Традиции и праздники 7 Итого 72 Учебно-тематический план Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 7 2 Путешествие в лес, парк 5 3 Путешествие в сад, огород 2 4 Путешествие в деревню 3 11 5 Путешествие в мир животных 3 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир моря 2 8 Путешествие в мир космоса 2 9 Путешествие в прошлое, будущее 1 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 4 11 Путешествие по городу 3 12 Путешествие в мир человека 4 13 Путешествие в мир дома 3 14 Путешествие в мир игрушек 3 15 Путешествие в мир сказок 9 16 Путешествие в мир фантазий 9 17 Традиции и праздники 7 Итого 72 Учебно-тематический план Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет) № п/п Наименование темы Общее количество часов 1 Времена года и явления природы 5 2 Путешествие в лес, парк 5 3 Путешествие в сад, огород 2 4 Путешествие в деревню 1 12 5 Путешествие в мир насекомых 1 6 Путешествие в мир птиц 5 7 Путешествие в мир моря 4 8 Путешествие в мир космоса 2 9 Путешествие в прошлое, будущее 3 10 Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы) 7 11 Путешествие по городу 3 12 Путешествие в мир человека 6 13 Путешествие в мир дома 4 14 Путешествие в мир игрушек 3 15 Путешествие в мир сказок 7 16 Путешествие в мир фантазий 8 17 Традиции и праздники 6 Итого 72 Содержание дополнительной образовательной программы. Младшая группа, возраст от 3 до 4 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Тучка и зонтик; Первый снег кружится; Волшебная снежинка; Облака в небе; Сосульки на крыше; Ночка звездная. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Осенний ковер из листьев; Грибная полянка; Белоснежная зима в лесу; Маленькая елочка. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Яблоко с листочком и червячком; Спелый виноград; Солим огурцы и помидоры; Овощи для зайки; Апельсин и мандарин. 13 Тема 4. Путешествие в мир растений: Осеннее деревце; Еловая шишка; Одуванчики на полянке; Цветущая яблонька; Цветущий луг. Тема 5. Путешествие в мир животных: Пушистая шубка у кота; Шустрый бельчонок; Кудрявая шубка для овечки; Умка – белый медвежонок; Смелая собачка; Лев на песке; Веселая буренка; Лягушонок прыгает по лужам. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Сел на ветку снегирек; Озорной воробушек; Цыплята на лугу; Утенок в пруду; Яркий попугай. Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в траве; Светлячки; Бабочки в небе. Тема 8. Путешествие в мир моря: Рыбка в аквариуме. Тема 9. Путешествие по городу: Окна в доме; Колеса для трактора; Кораблик в ручейке; Флажки на башенках. Тема 10. Путешествие в мир человека: Забор возле дома; Спортивный зал; Колпак для клоуна; Красивые носочки; Снеговик; Нарядное платье; Скворечник на дереве. Тема 11. Путешествие в мир дома: Полосатый коврик; Лопатка и метелка; Чашка с ромашками; Фонарь с огоньком. Тема 12. Путешествие в мир игрушек: Неваляшка танцует; Полосатая лошадка; Нарядный петушок; Цветная пирамидка; Веселый петрушка. Тема 13. Путешествие в мир сказок: Мышка и репка; Катится колобок по дорожке; Курочка – рябушка; Домик под снегом; Украшаем сарафан для Маши. Тема 14. Путешествие в мир фантазий: Сапожки для сороконожки; Рукавички для лисички; Цветик – разноцветик; Солнышко улыбается (фольклорный образ). Тема 15. Традиции и праздники: Елочный шарик; Новогодняя елочка; Быстрокрылый самолет; Тюльпаны для мамочки; Пасхальное гнездышко; Праздничный салют. Средняя группа, возраст от 4 до 5 лет. 14 Тема 1. Времена года и явления природы: Тучи по небу бежали; Снежные просторы; Весенняя капель; Подснежник на проталинке (Занятие №1); Деревья под дождем; Радуга в небе. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лесные кружева; Осенняя прогулка ежа; Осенний парк; Елки под луной; Дерево и куст в солнечном свете. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Груша на ветке; Спелая кукуруза; Пугало огородное. Тема 4. Путешествие в мир растений: Золотые подсолнухи; Рябина под снегом; Белая береза под моим окном; Могучие сосны; Еловая веточка с шишками; Подснежник на проталинке (Занятие №2); Фиалки на окне; Майская сирень. Тема 5. Путешествие в мир животных: Усатый, полосатый; Лиса на полянке; Котенок на ковре. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Синица на ветке; Совенок на ночной прогулке; Снегирь на рябинке; Дятел на дереве; Лебедушка на озере. Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в цветочной клумбе; Пчела на цветке; Улитка на грибе. Тема 8. Путешествие в мир моря: Жил – был в море осьминог; На дне морском. Тема 9. Путешествие в космос: Звезды и кометы (Занятие №1); Звезды и кометы (Занятие №2). Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Черепаха на песке; Пингвин на севере; Вечер в горах. Тема 11. Путешествие по городу: Трактор с тележкой; Морозные узоры; По дороге мчится легковой автомобиль. Тема 12. Путешествие в мир человека: Башмачок в луже; Перчатки с узором; Нарядные валенки; Снеговик в шапочке и шарфике; Портрет клоуна; Шляпа фокусника; Цветные зонтики. Тема 13. Путешествие в мир дома: Красивая ваза; Нарядная салфетка; Компот из яблок и слив. 15 Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Филимоновский барашек; Дымковская лошадка; Хоровод матрешек. Тема 15. Путешествие в мир сказок: Портрет гнома; Сказочный домик; Избушка ледяная; Избушка лубяная; Три медведя. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Озорной петушок; Веселый слон; Снежный цветок; Жираф заболел. Тема 17. Традиции и праздники: Торт со свечками; Елочка – красавица; Снегурочка танцует; Вертолет в небе; Нежные нарциссы; Пасхальная корзинка; Алые гвоздики. Старшая группа, возраст от 5 до 6 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Дождливая осень; Заря алая разливается; Первый снег в городе; Февральская лазурь; Весна – талая вода; Весеннее небо; Весенняя гроза. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Рябинка и паутинка; Осенняя история (Занятие №1); Осенняя история (Занятие №2); Дремлет лес под сказку сна; Зимний букет. Тема 3. Путешествие в сад, огород: Загадки с грядки; Фруктовая корзинка. Тема 4. Путешествие в деревню: Заснеженный дом; Барашек и овечка на лугу; Цветы луговые. Тема 5. Путешествие в мир животных: Белка на дереве; Дед Мазай и зайцы (Занятие №1); Дед Мазай и зайцы (Занятие №2). Тема 6. Путешествие в мир птиц: Грустная ворона; Снегирь в гостях у синички; Сова в лесу; Воробушки в луже; Два веселых гуся. Тема 7. Путешествие в мир моря: Веселые осьминожки (Занятие №1); Веселые осьминожки (Занятие №2). Тема 8. Путешествие в космос: В далеком космосе (Занятие №1); В далеком космосе (Занятие №2). Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Динозавры на прогулке. 16 Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Ослик в горах; На севере диком (Занятие №1); На севере диком (Занятие №2); Пингвины на льдине. Тема 11. Путешествие по городу: Моя улица в городе; Пожарная машина в пути; Вечер в восточном городе. Тема 12. Путешествие в мир человека: Я качусь на санках с горки (Занятие №1); Я качусь на санках с горки (Занятие №2); Загадочный фокусник; Уральская красавица. Тема 13. Путешествие в мир дома: Баночка варенья; Красивый подсвечник (Гжель); Кактусы зацвели. Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Золотая рыбка (Хохлома); Игрушка на ярмарку (Дымка); Конь – огонь (Полхов – Майдан). Тема 15. Путешествие в мир сказок: Аленький цветочек; Загорелся Кошкин дом; Золотой петушок; Снеговики в шапочках и шарфиках играют в снежки; Перо Жар – птицы; Портрет Незнайки; Как привидения торт стряпали (Занятие №1); Как привидения торт стряпали (Занятие №2); Снегурочка прыгает через костер. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Окно в тереме Лета; Портрет Осени; Фантастический цветок; Волшебная птица Зима; Окно в тереме Зимы; Волшебное превращение кляксы (Занятие №1); Волшебное превращение кляксы (Занятие №2); Зебра в радужном королевстве; Чем пахнет лето? Тема 17. Традиции и праздники: Танец елки; Звонкие колокольчики; Портрет Снегурочки; Военная Машина; Лиловые ирисы; Пасхальный натюрморт; Праздничный салют над городом. Подготовительная группа, возраст от 6 до 7 лет. Тема 1. Времена года и явления природы: Улетает наше лето; Осеннее небо; Золотые облака; Деревья смотрят в озеро; Времена года. Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лес, точно терем расписной; Грибное лукошко; Осенний букет; Заколдованный лес; Лесные тропинки. 17 Тема 3. Путешествие в сад, огород: Дары осени в корзине; Заморский натюрморт. Тема 4. Путешествие в деревню: Пчелы на пасеке. Тема 5. Путешествие в мир насекомых: Нарядные бабочки. Тема 6. Путешествие в мир птиц: Болтали две сороки; Гордый павлин; Птичья елка; Голуби на черепичной крыше; Ласточки вернулись. Тема 7. Путешествие в мир моря: Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №1); Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №2); Дельфины в море (Занятие №1); Дельфины в море (Занятие №2). Тема 8. Путешествие в космос: Космическое путешествие (Занятие №1); Космическое путешествие (Занятие №2). Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Планета динозавров; Профессия робота. Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Корабли пустыни (Занятие №1); Корабли пустыни (Занятие №2); Тихо ночь ложится на вершины гор; Портрет индейца; Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №1); Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №2); Пингвиний пляж. Тема 11. Путешествие по городу: Строим дом многоэтажный; Мороз рисует на окне; Закат над городом. Тема 12. Путешествие в мир человека: Такие разные зонтики; Рюкзачок с кармашками; На арене цирка (Занятие №1); На арене цирка (Занятие №2); Веселый клоун; Русская красавица (народный костюм). Тема 13. Путешествие в мир дома: Натюрморт с лампой; Небесная Гжель; Нарядное ведерко (Урало-Сибирская роспись); Чудо-Городец. Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Златогривый конь (Хохлома); Дымковская игрушка (индюк, олень); Матрешка из Полхов – Майдана. 18 Тема 15. Путешествие в мир сказок: Веселый огород (по сказке «Пых»); Сивкабурка в поле скачет; Портрет волшебницы Зимы; Замок Снежной Королевы; Жарптица в саду; Корзина подснежников; Танец Огневушки-поскакушки. Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Сказочная птица Осень; Фантастический пейзаж; Зимние превращения пугала (Занятие №1); Зимние превращения пугала (Занятие №2); Вкусный снеговик; Портрет Весны красны; Цветущая башня; Натюрморт «Вкус лета». Тема 17. Традиции и праздники: Волшебные часы Деда Мороза; Рождественский венок; Отважные парашютисты; Цветы-сердечки; Светлая Пасха; Праздничный салют у вечного огня Основные требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по программе Изостудия Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет). Предполагаемые знания, навыки и умения ребенка к концу второго года обучения: - ребенок проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами; - проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; - может ритмично наносить штрихи и пятна, равномерно заполнять ими пространство на листе бумаги; неотрывно закрашивает образ в пределах контура; - проявляет умение передавать различие предметов по величине (большой - маленький, длинный – короткий и т. п.); проявляет умение правильно подбирать цвет для изображения предметов; - проявляет умение создавать изображение округлой, овальной, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей светофор, дерево, флаг, башенка, гусеница и др.; 19 - проявляет умение украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, елочных шариках, пасхальных яйцах и т. п.); - рисует предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога, спортивный зал и др.); - создает простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (осенний парк, колобок катится по дорожке, белоснежная зима в лесу и т. п.); - знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ватными палочками, поролоновым тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой. Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет) - проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами; правильно держит кисть, карандаш, фломастер, восковой мелок; - проявляет умение изображать простые предметы; имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей; правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине; - проявляет умение составлять несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов; создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, звезды, дождь, снег и пр.); располагает сюжет на всем листе бумаги; - смешивает краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов; в рисовании использует разнообразные цвета; - получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш; неотрывно закрашивает образ в пределах контура, штрихи накладывает в одном направлении; - набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки; 20 - проводит широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии; - закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура; - украшает силуэты игрушек элементами филимоновской и дымковской росписи; - проявляет умение работать в нетрадиционных техниках рисования: пальчиками, ладошкой, ватными палочками, тычком жесткой полусухой кисти, поролоновым тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой, рисование восковыми мелками и акварелью; умеет делать отпечаток и создавать изображение на мокром листе бумаги. Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет). - проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно – прикладное искусство); - знаком с традиционными и нетрадиционными способами рисования; умеет тонировать фон, делать эскиз в карандаше, свободно рисовать мелками и кистью; - пользуется акварелью, гуашью, тушью, гелями с блестками, цветными карандашами, фломастерами, гелиевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем и сангиной; - знаком с цветовым спектром и понятиями «теплые» и «холодные» тона; умеет смешивать краски на палитре; умеет использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения; - передает форму, пропорции и цвет предметов; умеет передавать в рисунке несложные движения человека и животных; - проявляет умение правильно располагает изображение на листе, использует разнообразные композиционные решения; - знаком с такими жанрами как натюрморт, портрет и пейзаж; умеет создавать изображения предметов по замыслу и с натуры; умеет изображать природу и природные явления; умеет рисовать сюжетные изображения на темы окружающей жизни, литературных произведений, иллюстрации к сказкам и т. п.; 21 - способен создать собственный узор; подбирает сочетающиеся цвета при составлении узоров; знаком с геометрическими узорами вышивки; - знаком с русской матрешкой (полхов – майданской и семеновской); - знаком с промыслами: дымковским, филимоновским, гжельским, хохломским, полхов-майданским; умеет составлять узоры по мотивам этих росписей. Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет). - проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности и произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно – прикладное искусство, архитектура и другие); -высказывает эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде; умеет оценивать собственную работу и рисунки других детей (в том числе младшего возраста), а также проявляет уважительное отношение к работам своих сверстников; - применяет ранее усвоенные способы и техники изображения в рисунке; - проявляет умение создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и беспредметные, сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений, иллюстрации к сказкам; - тонирует фон рисунка разными способами, делает эскиз карандашом, углем, сангиной, рисует мелками и кистью, добиваясь при этом точности движения руки под контролем зрения; - изображает предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию; - проявляет умение строить композицию рисунка, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (далеко – близко), передает различие в величине изображаемых предметов на переднем плане более крупно и ярко, а на заднем плане – более мелко и размыто; - при изображении предметов по памяти и с натуры добивается точности и четкости линий при рисовании сложных форм; выделяет характерные для объекта детали; 22 - имеет развернутое представление о разнообразии цветов и оттенков, подбирает их, опираясь на окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; - проявляет умение создавать узоры по мотивам народных росписей, выделять и различать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида; знаком с техниками и материалами художественной деятельности Среднего Урала; способен создать собственный узор; творчески подбирает сочетающиеся цвета, линии, элементы и геометрические формы при составлении узоров; - использует в рисовании разные материалы, соединяет их в одном рисунке для создания выразительного образа. Перечень учебно-методического обеспечения - Репродукции произведений великих художников (натюрморты, пейзажи, портреты, исторический и бытовой жанр, сказочный и фантастический жанр, архитектура) - Таблицы по изобразительному искусству (Времена года, Цветоведение и т. п.) Учебно-наглядные пособия: - Сказка о грустном художнике – Левитан - Сказка о лесном художнике – Шишкин - Сказка о сказочнике – Васнецов - Знакомим с натюрмортом - Дошкольникам об искусстве (младший возраст) - Дошкольникам об искусстве (старший возраст) Учебные модели: - Макеты зданий - Подвижный человек Изделия декоративно-прикладного искусства: Берестяная посуда Каслинское литье Филимоновские игрушки-свистульки Изделия с жостовской роспись 23 Изделия с гжельской росписью Дымковские игрушки Таволожская керамика (Нижний Тагил) Изделия с Урало-Сибирской росписью Изделия с хохломской росписью Изделия с городецкой росписью Русские матрешки (Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские) Литература: 1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М: МозаикаСИНТЕЗ, 2004; 2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство».СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010; 3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М: Издательство Скрипторий, 2010; 4. «Изодеятельность и конструирование// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2010.- №5; 5. Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе «Развитие». М: НОУ «УЦ им. Венгера «Развитие», 2004; 6. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество». М: Карапуз-Дидактика, 2006; 7. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». М: Просвещение, 2005; 8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009; 9. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009; 10. «Народное искусство в детском саду» //Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2008.- №1; 24 11. Немешаева Е. А. «Ладошки». М: АЙРИС-пресс, 2011; 12. Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006; 13. Сокольникова М. Н. «Изобразительное искусство 1 класс» -в 3-х частях. М: АСТ-ЛТД, 1998. 14. Фольклор и дети// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2011.- №1; 15. «Цветные пейзажи»// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду.-2009.- №3. Сведения об авторе Автор: Еловикова Наталья Юрьевна. Образование: высшее, Уральский государственный экономический университет, квалификация экономист по специальности «Коммерция». Специальное: Асбестовская детская художественная школа. 25 26 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)