Образовательная программа дополнительного образования Изостудия

Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Изостудия» направлена

на введение ребенка в мир цвета и формы, живописной образности, художественной
графики, изобразительного творчества и фантазии. Включаясь в мир изобразительного
искусства, дети учатся продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные
состояния, настроения, переживания и передавать свои знания об окружающем мире.
Они учатся тонко чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме, на
языке живописи и графики.
При

целенаправленном

участии

взрослого

с

минимальным

набором

критических замечаний в рамках партнерских отношений, у ребенка будет
складываться

авторская

доказательствами

–

позиция

художника,

собственными

подкрепленная

произведениями.

неоспоримыми

Такое

понимание

изобразительного искусства дошкольника, его места и роли в познавательном и
творческом развитии ребенка, в развитии его художественных способностей
определило весь комплекс задач, которые ставятся в данной программе.
Однако программные занятия

предусматривают использование

стандартного

набора изобразительных материалов (акварель, гуашь, кисти, простой карандаш,
восковые мелки) и традиционные способы передачи изображения в рисунке. Но,
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого
недостаточно для гармоничного развития творческих способностей современного
ребенка дошкольного возраста. Поэтому в современных условиях возникает
необходимость проведения дополнительных занятий по ИЗО деятельности с детьми
дошкольного возраста.
В МБДОУ № 562 был проведен опрос среди родителей воспитанников и принято
решение об организации дополнительной образовательной услуги по дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности Изостудия, которая
помогла

разнообразить

интегрированных

занятий,

циклы

программных

представленных

в

заданий
программе

ДОУ

комплексом

дополнительного

образования, художественного воспитания и развития детей от 3 до 7 лет «Изостудия».
Цель программы: формировать эстетическое восприятие окружающего мира, учить
детей дошкольного возраста видеть эстетические свойства и признаки предметов или
2

явлений, изучать разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и их
оттенков, развивать умения отражать в рисунке яркие образы объектов окружающего
мира и передавать свое отношение к изображаемым предметам или явлениям.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях
искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических
объектов.
2. Ознакомление детей с произведениями отечественного и мирового искусства и
развитие интереса к различным видам и жанрам искусства (живопись, графика,
народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и др.).
3. Ознакомление с традиционными для региона видами и жанрами искусства
(приобщение детей к техникам и материалам художественной деятельности
Среднего Урала).
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
5. Ознакомление

с

различными

средствами

художественно-образной

выразительности.
6. Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах
деятельности путем постановки интересных, разнообразных творческих
заданий, предполагающих нестандартные художественные решения.
7. Формирование у детей дошкольного возраста практических навыков работы и
совершенствование умений посредством применения нетрадиционных способов
и техник рисования.
8. Развитие воображения, креативности и формирование эстетического отношения
к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности.
9. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Основные направления работы по программе «Нетрадиционное рисование».

3

Приоритетным направлением в программе является гармоничное развитие
детей. Обучение их рисованию, введение в мир изобразительного искусства,
воспитание

эмоциональной

отзывчивости

и

эстетического

восприятия

окружающего мира является средством, механизмом достижения главной цели –
творческого развития личности ребенка.

Отсюда выстраивается иерархия и

содержательная направленность задач. В процессе формирования личности
человека на первом месте стоят задачи творческого развития, помогающие
раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
На втором – задачи, направленные на формирование эстетического вкуса,
эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей жизни и искусстве,
приобщение детей к культуре. На третьем – специальные учебные (практические
умения и навыки изобразительной деятельности). Воспитательные задачи являются
сквозными и присутствуют в каждой группе задач.
Данная программа является составительской и разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями и концепцией художественноэстетического воспитания детей. При разработке

данной программы

были

использованы следующие программно-методические материалы:
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М:
Скрипторий, 2010.
- Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе Развитие». М: НОУ
«УЦ им. Венгера «Развитие», 2004.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в
изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006.
Система

занятий

«Изостудии»

построена

с

учетом

принципов

последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений;
краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных
изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.
4

Организация образовательного процесса.
Объем курса составляет 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю,
длительность одного занятия варьируется от возраста детей в соответствии с СанПиН..
Специального отбора детей на занятия не предусматривается.
Оформление изостудии должно вызывать у детей радость, удовольствие от
уютной, красивой обстановки, наполненной картинами (и/или их иллюстрациями),
предметами

и

игрушками,

изготовленными

народными

мастерами

и

т.

п.

Обязательным компонентом предметно-развивающей среды в изостудии должны стать
альбомы, фотографии, открытки, книги, знакомящие детей с искусством. А также
необходимо использовать в оформлении помещения индивидуальные и коллективные
работы, созданные детьми.
Структура занятий по нетрадиционному рисованию общепринятая. Каждое
занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие представляет собой единое целое, где все элементы взаимосвязаны
друг с другом.
Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 10% общего времени и
зависит от степени сложности основных задач занятия.
В этой части происходит вовлечение детей в творческий процесс: приветствие,
стимулирование интереса, создание психологического и эмоционального настроя,
сосредоточение

внимания,

формулирование

творческого

задания,

обсуждение

возможных способов его решения.
Основная часть занятия длится от 80 до 85% общего времени. В этой части
решаются основные задачи занятия, происходит продуктивная изобразительная
деятельность: воплощение замысла, поэтапное создание рисунка (картины), освоение
технических приемов, работа с художественными материалами, проработка деталей.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 5% общего времени. В этой части
появляется творческий результат изобразительной деятельности и происходит:
рассматривание готовых работ, эмоциональное обсуждение рисунков, придумывание
названий,

высказывание

мнений

и

оценок

педагогом

и

детьми,

игровая

5

физкультминутка

или

свободное

созерцание

предметно-развивающей

среды

изостудии, прощание.
Для проведения занятий используются следующие методы и приемы:
- словесный метод;
- игровой метод;
- наглядно- слуховой метод;
- метод сенсорного насыщения (движение рук по предмету для ознакомления с ним);
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
Методические приемы:
- формообразующие движения рук в воздухе и на бумаге;
- раскрепощение рисующей руки;
- смешивание красок для получения новых цветов и оттенков;
- дорисовка незавершенных образов и композиций;
- украшение, декорирование предметной или геометрической основы;
- беспредметные абстрактные композиции для развития воображения;
- сочетание самостоятельных действий с выполнением творческих заданий.
Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется целями,
задачами каждого конкретного занятия, и его содержанием. Для выполнения
поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий: рисование предметное
(с натуры или по представлению), рисование на различные темы (сюжетное),
декоративное рисование, творческие задания (рисование по замыслу), рисование
беспредметное (отражение природных явлений, настроения), мастер - классы
(рисование - экспериментирование).
6

При проведении занятий используются разнообразные нетрадиционные
способы и техники рисования (рисование пальчиками, ладошками, кляксография,
шаблонография, монотипия, тампонирование и т. п.). А также используются
смешанные

изобразительные

техники

с

применением

самых

различных

художественных материалов и инструментов творческой деятельности (ватных
палочек и дисков, восковых мелков и масляной пастели, перламутровой гуаши,
акварели и гелей с блестками, цветных карандашей и фломастеров).
Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством
усвоения дошкольниками графики и живописи, колорита и закономерностей
композиции и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в
целом. При этом нетрадиционные техники рисования должны отвечать следующим
критериям:
- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
- содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного
образа;
- знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, губкой,
пальчиками, ватными палочками и т. п.);
- развивать ручную умелость;
- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Организация образовательного процесса в рамках курса Изостудия строится на
принципах интеграции позволяет творческому педагогу сделать занятия по ИЗО
деятельности более интересными и увлекательными для всех детей, независимо от
уровня их творческих способностей и первоначальной подготовки (в том числе и для
детей с ограниченными возможностями и/или особенностями развития). Широкое
использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового
материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и
познавательными.
Основной формой представления результатов занятий

Изостудии являются

творческие работы детей, которые постоянно в течение всего периода обучения
демонстрируются на выставке в фойе детского сада, используются при оформлении
7

музыкального (спортивного) зала к праздникам, а также принимают участие в
различных общегородских конкурсах.
При соответствующем индивидуальном (личностном) подходе в работе с
детьми дошкольного возраста действительно достигаются интересные

творческие

результаты – рисунки, отражающие неповторимый и уникальный жизненный опыт,
эмоции и впечатления каждого ребенка. Работы детей в этом случае приобретают
самостоятельную и эстетическую ценность, служат украшением детского сада и дома,
создавая позитивную энергетически емкую, насыщенную, живописно организованную
цветовую среду.
В начале и конце учебного года педагогом проводится педагогический
мониторинг. Соответствие результатов образования целям и задачам обучения
оценивается по следующим специфическим показателям развития детского творчества
в продуктивной деятельности:
- новизна, оригинальность, вариативность решения творческой задачи и конечного
результата детского творчества;
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа;
-

склонность

к

экспериментированию

с

художественными

материалами

и

инструментами;
-

соответствие

результатов

изобразительной

деятельности

элементарным

художественным требованиям и индивидуальный «почерк» детского рисунка;
- общая ручная умелость.
Наиболее

эффективным

путем

развития

художественно

–

творческих

способностей детей дошкольного возраста является интеграция различных средств и
видов изобразительной деятельности. Их разумное сочетание и разнообразная
тематика заданий, а также вариативность при выборе художественных материалов
предоставят детям возможность пополнить свой багаж знаний и умений и ярче
проявить себя в том или ином виде изобразительно – творческой деятельности.

8

Кроме
благоприятные

того,

на

условия

занятиях
для

изобразительной

общения

детей

друг

деятельностью

создаются

с

педагогом

другом

и

(индивидуальное творчество и сотворчество). Дополнительные занятия способствуют
развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию
воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения
доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании доступными
и увлекательными способами.
Разнообразные художественно – творческие занятия Изостудии, максимальное
внимание и уважение к детским работам со стороны воспитателей и родителей,
широкое их использование в оформлении помещений детского сада, наполняет жизнь
детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия,
учит видеть прекрасное вокруг, придумывать новое и интересное, удивлять
окружающих и жить по законам красоты.
Освоение воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы
Изостудия ведется последовательно, но каждый год обучения предполагает повторение
и закрепление уже пройденного материала. Системный подход в образовательном
процессе позволяет развивать творческие способности детей и закреплять их умения и
навыки на более высоком уровне. Дополнительная общеразвивающая программа
Изостудия имеет несколько разделов, которые связаны между собой и в то же время
имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков.
На занятиях Изостудии теоретическая часть неотделима от практической
части. Поэтому на практических занятиях обязательно отводится 5 – 7 минут для
теории.

Учебно-тематический план
Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет)
№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

1

Времена года и явления природы

6

2

Путешествие в лес, парк

4
9

3

Путешествие в сад, огород

5

4

Путешествие в мир растений

5

5

Путешествие в мир животных

8

6

Путешествие в мир птиц

5

7

Путешествие в мир насекомых

3

8

Путешествие в мир моря

1

9

Путешествие по городу

4

10

Путешествие в мир человека

7

11

Путешествие в мир дома

4

12

Путешествие в мир игрушек

5

13

Путешествие в мир сказок

5

14

Путешествие в мир фантазий

4

15

Традиции и праздники

6

Итого

72

Учебно-тематический план
Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

1

Времена года и явления природы

6

2

Путешествие в лес, парк

5

3

Путешествие в сад, огород

3

4

Путешествие в мир растений

8

10

5

Путешествие в мир животных

3

6

Путешествие в мир птиц

5

7

Путешествие в мир насекомых

3

8

Путешествие в мир моря

2

9

Путешествие в мир космоса

2

10

Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)

3

11

Путешествие по городу

5

12

Путешествие в мир человека

5

13

Путешествие в мир дома

3

14

Путешествие в мир игрушек

3

15

Путешествие в мир сказок

5

16

Путешествие в мир фантазий

4

17

Традиции и праздники

7

Итого

72

Учебно-тематический план
Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)
№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

1

Времена года и явления природы

7

2

Путешествие в лес, парк

5

3

Путешествие в сад, огород

2

4

Путешествие в деревню

3

11

5

Путешествие в мир животных

3

6

Путешествие в мир птиц

5

7

Путешествие в мир моря

2

8

Путешествие в мир космоса

2

9

Путешествие в прошлое, будущее

1

10

Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)

4

11

Путешествие по городу

3

12

Путешествие в мир человека

4

13

Путешествие в мир дома

3

14

Путешествие в мир игрушек

3

15

Путешествие в мир сказок

9

16

Путешествие в мир фантазий

9

17

Традиции и праздники

7

Итого

72

Учебно-тематический план
Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет)
№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

1

Времена года и явления природы

5

2

Путешествие в лес, парк

5

3

Путешествие в сад, огород

2

4

Путешествие в деревню

1

12

5

Путешествие в мир насекомых

1

6

Путешествие в мир птиц

5

7

Путешествие в мир моря

4

8

Путешествие в мир космоса

2

9

Путешествие в прошлое, будущее

3

10

Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)

7

11

Путешествие по городу

3

12

Путешествие в мир человека

6

13

Путешествие в мир дома

4

14

Путешествие в мир игрушек

3

15

Путешествие в мир сказок

7

16

Путешествие в мир фантазий

8

17

Традиции и праздники

6

Итого

72

Содержание дополнительной образовательной программы.
Младшая группа, возраст от 3 до 4 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Тучка и зонтик; Первый снег кружится;
Волшебная снежинка; Облака в небе; Сосульки на крыше; Ночка звездная.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Осенний ковер из листьев; Грибная полянка;
Белоснежная зима в лесу; Маленькая елочка.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Яблоко с листочком и червячком; Спелый
виноград; Солим огурцы и помидоры; Овощи для зайки; Апельсин и мандарин.

13

Тема 4. Путешествие в мир растений: Осеннее деревце; Еловая шишка;
Одуванчики на полянке; Цветущая яблонька; Цветущий луг.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Пушистая шубка у кота; Шустрый
бельчонок; Кудрявая шубка для овечки; Умка – белый медвежонок; Смелая
собачка; Лев на песке; Веселая буренка; Лягушонок прыгает по лужам.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Сел на ветку снегирек; Озорной воробушек;
Цыплята на лугу; Утенок в пруду; Яркий попугай.
Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в траве; Светлячки; Бабочки в небе.
Тема 8. Путешествие в мир моря: Рыбка в аквариуме.
Тема 9. Путешествие по городу: Окна в доме; Колеса для трактора; Кораблик в
ручейке; Флажки на башенках.
Тема 10. Путешествие в мир человека: Забор возле дома; Спортивный зал; Колпак
для клоуна; Красивые носочки; Снеговик; Нарядное платье; Скворечник на дереве.
Тема 11. Путешествие в мир дома: Полосатый коврик; Лопатка и метелка; Чашка
с ромашками; Фонарь с огоньком.
Тема 12. Путешествие в мир игрушек: Неваляшка танцует; Полосатая лошадка;
Нарядный петушок; Цветная пирамидка; Веселый петрушка.
Тема 13. Путешествие в мир сказок: Мышка и репка; Катится колобок по
дорожке; Курочка – рябушка; Домик под снегом; Украшаем сарафан для Маши.
Тема 14. Путешествие в мир фантазий: Сапожки для сороконожки; Рукавички для
лисички; Цветик – разноцветик; Солнышко улыбается (фольклорный образ).
Тема 15. Традиции и праздники: Елочный шарик; Новогодняя елочка;
Быстрокрылый

самолет;

Тюльпаны для мамочки;

Пасхальное гнездышко;

Праздничный салют.
Средняя группа, возраст от 4 до 5 лет.

14

Тема 1. Времена года и явления природы: Тучи по небу бежали; Снежные
просторы; Весенняя капель; Подснежник на проталинке (Занятие №1); Деревья под
дождем; Радуга в небе.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лесные кружева; Осенняя прогулка ежа;
Осенний парк; Елки под луной; Дерево и куст в солнечном свете.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Груша на ветке; Спелая кукуруза; Пугало
огородное.
Тема 4. Путешествие в мир растений: Золотые подсолнухи; Рябина под снегом;
Белая береза под моим окном; Могучие сосны; Еловая веточка с шишками;
Подснежник на проталинке (Занятие №2); Фиалки на окне; Майская сирень.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Усатый, полосатый; Лиса на полянке;
Котенок на ковре.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Синица на ветке; Совенок на ночной прогулке;
Снегирь на рябинке; Дятел на дереве; Лебедушка на озере.
Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в цветочной клумбе; Пчела на
цветке; Улитка на грибе.
Тема 8. Путешествие в мир моря: Жил – был в море осьминог; На дне морском.
Тема 9. Путешествие в космос: Звезды и кометы (Занятие №1); Звезды и кометы
(Занятие №2).
Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Черепаха на
песке; Пингвин на севере; Вечер в горах.
Тема 11. Путешествие по городу: Трактор с тележкой; Морозные узоры; По
дороге мчится легковой автомобиль.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Башмачок в луже; Перчатки с узором;
Нарядные валенки; Снеговик в шапочке и шарфике; Портрет клоуна; Шляпа
фокусника; Цветные зонтики.
Тема 13. Путешествие в мир дома: Красивая ваза; Нарядная салфетка; Компот из
яблок и слив.
15

Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Филимоновский барашек; Дымковская
лошадка; Хоровод матрешек.
Тема 15. Путешествие в мир сказок: Портрет гнома; Сказочный домик; Избушка
ледяная; Избушка лубяная; Три медведя.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Озорной петушок; Веселый слон;
Снежный цветок; Жираф заболел.
Тема 17. Традиции и праздники: Торт со свечками; Елочка – красавица;
Снегурочка танцует; Вертолет в небе; Нежные нарциссы; Пасхальная корзинка;
Алые гвоздики.
Старшая группа, возраст от 5 до 6 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Дождливая осень; Заря алая
разливается; Первый снег в городе; Февральская лазурь; Весна – талая вода;
Весеннее небо; Весенняя гроза.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Рябинка и паутинка; Осенняя история (Занятие
№1); Осенняя история (Занятие №2); Дремлет лес под сказку сна; Зимний букет.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Загадки с грядки; Фруктовая корзинка.
Тема 4. Путешествие в деревню: Заснеженный дом; Барашек и овечка на лугу;
Цветы луговые.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Белка на дереве; Дед Мазай и зайцы
(Занятие №1); Дед Мазай и зайцы (Занятие №2).
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Грустная ворона; Снегирь в гостях у синички;
Сова в лесу; Воробушки в луже; Два веселых гуся.
Тема 7. Путешествие в мир моря: Веселые осьминожки (Занятие №1); Веселые
осьминожки (Занятие №2).
Тема 8. Путешествие в космос: В далеком космосе (Занятие №1); В далеком
космосе (Занятие №2).
Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Динозавры на прогулке.
16

Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Ослик в горах;
На севере диком (Занятие №1); На севере диком (Занятие №2); Пингвины на
льдине.
Тема 11. Путешествие по городу: Моя улица в городе; Пожарная машина в пути;
Вечер в восточном городе.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Я качусь на санках с горки (Занятие №1);
Я качусь на санках с горки (Занятие №2); Загадочный фокусник; Уральская
красавица.
Тема 13. Путешествие в мир дома: Баночка варенья; Красивый подсвечник
(Гжель); Кактусы зацвели.
Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Золотая рыбка (Хохлома); Игрушка на
ярмарку (Дымка); Конь – огонь (Полхов – Майдан).
Тема 15. Путешествие в мир сказок: Аленький цветочек; Загорелся Кошкин дом;
Золотой петушок; Снеговики в шапочках и шарфиках играют в снежки; Перо Жар –
птицы; Портрет Незнайки; Как привидения торт стряпали (Занятие №1); Как
привидения торт стряпали (Занятие №2); Снегурочка прыгает через костер.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Окно в тереме Лета; Портрет Осени;
Фантастический цветок; Волшебная птица Зима; Окно в тереме Зимы; Волшебное
превращение кляксы (Занятие №1); Волшебное превращение кляксы (Занятие №2);
Зебра в радужном королевстве; Чем пахнет лето?
Тема 17. Традиции и праздники: Танец елки; Звонкие колокольчики; Портрет
Снегурочки;

Военная

Машина;

Лиловые

ирисы;

Пасхальный

натюрморт;

Праздничный салют над городом.
Подготовительная группа, возраст от 6 до 7 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Улетает наше лето; Осеннее небо;
Золотые облака; Деревья смотрят в озеро; Времена года.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лес, точно терем расписной; Грибное лукошко;
Осенний букет; Заколдованный лес; Лесные тропинки.

17

Тема 3. Путешествие в сад, огород: Дары осени в корзине; Заморский натюрморт.
Тема 4. Путешествие в деревню: Пчелы на пасеке.
Тема 5. Путешествие в мир насекомых: Нарядные бабочки.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Болтали две сороки; Гордый павлин; Птичья
елка; Голуби на черепичной крыше; Ласточки вернулись.
Тема 7. Путешествие в мир моря: Аквалангисты и водолазы изучают морское дно
(Занятие №1); Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №2);
Дельфины в море (Занятие №1); Дельфины в море (Занятие №2).
Тема 8. Путешествие в космос: Космическое путешествие (Занятие №1);
Космическое путешествие (Занятие №2).
Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Планета динозавров; Профессия
робота.
Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Корабли
пустыни (Занятие №1); Корабли пустыни (Занятие №2); Тихо ночь ложится на
вершины гор; Портрет индейца; Белые медведи любуются полярным сиянием
(Занятие №1); Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №2);
Пингвиний пляж.
Тема 11. Путешествие по городу: Строим дом многоэтажный; Мороз рисует на
окне; Закат над городом.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Такие разные зонтики; Рюкзачок с
кармашками; На арене цирка (Занятие №1); На арене цирка (Занятие №2); Веселый
клоун; Русская красавица (народный костюм).
Тема 13. Путешествие в мир дома: Натюрморт с лампой; Небесная Гжель;
Нарядное ведерко (Урало-Сибирская роспись); Чудо-Городец.
Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Златогривый конь (Хохлома); Дымковская
игрушка (индюк, олень); Матрешка из Полхов – Майдана.

18

Тема 15. Путешествие в мир сказок: Веселый огород (по сказке «Пых»); Сивкабурка в поле скачет; Портрет волшебницы Зимы; Замок Снежной Королевы; Жарптица в саду; Корзина подснежников; Танец Огневушки-поскакушки.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Сказочная птица Осень; Фантастический
пейзаж; Зимние превращения пугала (Занятие №1); Зимние превращения пугала
(Занятие №2); Вкусный снеговик; Портрет Весны красны; Цветущая башня;
Натюрморт «Вкус лета».
Тема 17. Традиции и праздники: Волшебные часы Деда Мороза; Рождественский
венок; Отважные парашютисты; Цветы-сердечки; Светлая Пасха; Праздничный
салют у вечного огня

Основные требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по
программе Изостудия
Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет).
Предполагаемые знания, навыки и умения ребенка к концу второго года обучения:
- ребенок проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;
- проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений
народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений
природы;
- может ритмично наносить штрихи и пятна, равномерно заполнять ими пространство
на листе бумаги; неотрывно закрашивает образ в пределах контура;
- проявляет умение передавать различие предметов по величине (большой - маленький,
длинный – короткий и т. п.); проявляет умение правильно подбирать цвет для
изображения предметов;
- проявляет умение

создавать изображение округлой, овальной, прямоугольной,

треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей светофор, дерево,
флаг, башенка, гусеница и др.;

19

- проявляет умение украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке,
елочных шариках, пасхальных яйцах и т. п.);
- рисует предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога,
спортивный зал и др.);
- создает простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (осенний парк,
колобок катится по дорожке, белоснежная зима в лесу и т. п.);
- знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ватными палочками,
поролоновым тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой.
Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
- проявляет

интерес к рисованию разными материалами и способами; правильно

держит кисть, карандаш, фломастер, восковой мелок;
- проявляет умение изображать простые предметы; имеет представления о форме
предметов (круглая, овальная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении
частей; правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и
соотносит по величине;
- проявляет умение составлять несложную сюжетную композицию из повторяющихся
и разных предметов; создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним
разнообразные объекты (солнце, звезды, дождь, снег и пр.); располагает сюжет на всем
листе бумаги;
- смешивает

краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового,

зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения
предметов; в рисовании использует разнообразные цвета;
- получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на
карандаш; неотрывно закрашивает образ в пределах контура, штрихи накладывает в
одном направлении;
- набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо
промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о
край банки;

20

- проводит широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить
тонкие линии;
- закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично
наносит мазки, не выходя за пределы контура;
- украшает силуэты игрушек элементами филимоновской и дымковской росписи;
- проявляет умение работать в нетрадиционных техниках

рисования: пальчиками,

ладошкой, ватными палочками, тычком жесткой полусухой кисти, поролоновым
тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой, рисование восковыми мелками и
акварелью; умеет делать отпечаток и создавать изображение на мокром листе бумаги.
Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет).
- проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная
графика, народное декоративно – прикладное искусство);
- знаком с традиционными и нетрадиционными способами рисования; умеет
тонировать фон, делать эскиз в карандаше, свободно рисовать мелками и кистью;
- пользуется акварелью, гуашью, тушью, гелями с блестками, цветными карандашами,
фломастерами, гелиевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем и
сангиной;
- знаком с цветовым спектром и понятиями «теплые» и «холодные» тона; умеет
смешивать краски на палитре; умеет использовать цвета и их оттенки для передачи
колорита изображения;
- передает форму, пропорции и цвет предметов; умеет передавать в рисунке несложные
движения человека и животных;
- проявляет умение правильно располагает изображение на листе, использует
разнообразные композиционные решения;
- знаком с такими жанрами как натюрморт, портрет и пейзаж; умеет создавать
изображения предметов по замыслу и с натуры; умеет изображать природу и
природные явления; умеет рисовать сюжетные изображения на темы окружающей
жизни, литературных произведений, иллюстрации к сказкам и т. п.;
21

- способен создать собственный узор; подбирает сочетающиеся цвета при составлении
узоров; знаком с геометрическими узорами вышивки;
- знаком с русской матрешкой (полхов – майданской и семеновской);
- знаком с промыслами: дымковским, филимоновским, гжельским, хохломским,
полхов-майданским; умеет составлять узоры по мотивам этих росписей.
Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет).
- проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности и произведениям
изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно –
прикладное искусство, архитектура и другие);
-высказывает эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической
развивающей среде; умеет оценивать собственную работу и рисунки других детей (в
том числе младшего возраста), а также проявляет уважительное отношение к работам
своих сверстников;
- применяет ранее усвоенные способы и техники изображения в рисунке;
- проявляет умение создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и беспредметные, сюжетные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений, иллюстрации к сказкам;
- тонирует

фон рисунка разными способами, делает эскиз карандашом, углем,

сангиной, рисует мелками и кистью, добиваясь при этом точности движения руки под
контролем зрения;
- изображает предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет,
композицию;
- проявляет умение строить композицию рисунка, размещая изображения на листе в
соответствии с их реальным расположением (далеко – близко), передает различие в
величине изображаемых предметов на переднем плане более крупно и ярко, а на
заднем плане – более мелко и размыто;
- при изображении предметов по памяти и с натуры добивается точности и четкости
линий при рисовании сложных форм; выделяет характерные для объекта детали;
22

- имеет развернутое представление о разнообразии цветов и оттенков, подбирает их,
опираясь на окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;
- проявляет умение создавать узоры по мотивам народных росписей, выделять и
различать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
знаком с техниками и материалами художественной деятельности Среднего Урала;
способен создать собственный узор; творчески подбирает сочетающиеся цвета, линии,
элементы и геометрические формы при составлении узоров;
-

использует в рисовании разные материалы, соединяет их в одном рисунке для

создания выразительного образа.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Репродукции произведений великих художников (натюрморты, пейзажи, портреты,
исторический и бытовой жанр, сказочный и фантастический жанр, архитектура)
- Таблицы по изобразительному искусству (Времена года, Цветоведение и т. п.)
Учебно-наглядные пособия:
- Сказка о грустном художнике – Левитан
- Сказка о лесном художнике – Шишкин
- Сказка о сказочнике – Васнецов
- Знакомим с натюрмортом
- Дошкольникам об искусстве (младший возраст)
- Дошкольникам об искусстве (старший возраст)
Учебные модели:
- Макеты зданий
- Подвижный человек
Изделия декоративно-прикладного искусства:
Берестяная посуда
Каслинское литье
Филимоновские игрушки-свистульки
Изделия с жостовской роспись
23

Изделия с гжельской росписью
Дымковские игрушки
Таволожская керамика (Нижний Тагил)
Изделия с Урало-Сибирской росписью
Изделия с хохломской росписью
Изделия с городецкой росписью
Русские матрешки (Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские)

Литература:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М: МозаикаСИНТЕЗ, 2004;
2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство».СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М:
Издательство Скрипторий, 2010;
4. «Изодеятельность и конструирование// Цветной мир. Изобразительная
деятельность и дизайн в детском саду.-2010.- №5;
5. Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе «Развитие». М: НОУ
«УЦ им. Венгера «Развитие», 2004;
6. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество». М: Карапуз-Дидактика,
2006;
7. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». М:
Просвещение, 2005;
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009;
9. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в
изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009;
10. «Народное искусство в детском саду» //Цветной мир. Изобразительная
деятельность и дизайн в детском саду.-2008.- №1;
24

11. Немешаева Е. А. «Ладошки». М: АЙРИС-пресс, 2011;
12. Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006;
13. Сокольникова М. Н. «Изобразительное искусство 1 класс» -в 3-х частях. М:
АСТ-ЛТД, 1998.
14. Фольклор и дети// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в
детском саду.-2011.- №1;
15. «Цветные пейзажи»// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в
детском саду.-2009.- №3.
Сведения об авторе
Автор: Еловикова Наталья Юрьевна.
Образование: высшее, Уральский государственный экономический университет,
квалификация экономист по специальности «Коммерция».
Специальное:

Асбестовская

детская

художественная

школа.

25

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».