Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «Изостудия» направлена
на введение ребенка в мир цвета и формы, живописной образности, художественной
графики, изобразительного творчества и фантазии. Включаясь в мир изобразительного
искусства, дети учатся продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные
состояния, настроения, переживания и передавать свои знания об окружающем мире.
Они учатся тонко чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме, на
языке живописи и графики.
При
целенаправленном
участии
взрослого
с
минимальным
набором
критических замечаний в рамках партнерских отношений, у ребенка будет
складываться
авторская
доказательствами
–
позиция
художника,
собственными
подкрепленная
произведениями.
неоспоримыми
Такое
понимание
изобразительного искусства дошкольника, его места и роли в познавательном и
творческом развитии ребенка, в развитии его художественных способностей
определило весь комплекс задач, которые ставятся в данной программе.
Однако программные занятия
предусматривают использование
стандартного
набора изобразительных материалов (акварель, гуашь, кисти, простой карандаш,
восковые мелки) и традиционные способы передачи изображения в рисунке. Но,
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого
недостаточно для гармоничного развития творческих способностей современного
ребенка дошкольного возраста. Поэтому в современных условиях возникает
необходимость проведения дополнительных занятий по ИЗО деятельности с детьми
дошкольного возраста.
В МБДОУ № 562 был проведен опрос среди родителей воспитанников и принято
решение об организации дополнительной образовательной услуги по дополнительной
общеразвивающей программе художественной направленности Изостудия, которая
помогла
разнообразить
интегрированных
занятий,
циклы
программных
представленных
в
заданий
программе
ДОУ
комплексом
дополнительного
образования, художественного воспитания и развития детей от 3 до 7 лет «Изостудия».
Цель программы: формировать эстетическое восприятие окружающего мира, учить
детей дошкольного возраста видеть эстетические свойства и признаки предметов или
2
явлений, изучать разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и их
оттенков, развивать умения отражать в рисунке яркие образы объектов окружающего
мира и передавать свое отношение к изображаемым предметам или явлениям.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях
искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических
объектов.
2. Ознакомление детей с произведениями отечественного и мирового искусства и
развитие интереса к различным видам и жанрам искусства (живопись, графика,
народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура и др.).
3. Ознакомление с традиционными для региона видами и жанрами искусства
(приобщение детей к техникам и материалам художественной деятельности
Среднего Урала).
4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
5. Ознакомление
с
различными
средствами
художественно-образной
выразительности.
6. Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах
деятельности путем постановки интересных, разнообразных творческих
заданий, предполагающих нестандартные художественные решения.
7. Формирование у детей дошкольного возраста практических навыков работы и
совершенствование умений посредством применения нетрадиционных способов
и техник рисования.
8. Развитие воображения, креативности и формирование эстетического отношения
к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности.
9. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Основные направления работы по программе «Нетрадиционное рисование».
3
Приоритетным направлением в программе является гармоничное развитие
детей. Обучение их рисованию, введение в мир изобразительного искусства,
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
эстетического
восприятия
окружающего мира является средством, механизмом достижения главной цели –
творческого развития личности ребенка.
Отсюда выстраивается иерархия и
содержательная направленность задач. В процессе формирования личности
человека на первом месте стоят задачи творческого развития, помогающие
раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
На втором – задачи, направленные на формирование эстетического вкуса,
эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей жизни и искусстве,
приобщение детей к культуре. На третьем – специальные учебные (практические
умения и навыки изобразительной деятельности). Воспитательные задачи являются
сквозными и присутствуют в каждой группе задач.
Данная программа является составительской и разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями и концепцией художественноэстетического воспитания детей. При разработке
данной программы
были
использованы следующие программно-методические материалы:
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М:
Скрипторий, 2010.
- Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе Развитие». М: НОУ
«УЦ им. Венгера «Развитие», 2004.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в
изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006.
Система
занятий
«Изостудии»
построена
с
учетом
принципов
последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений;
краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных
изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.
4
Организация образовательного процесса.
Объем курса составляет 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю,
длительность одного занятия варьируется от возраста детей в соответствии с СанПиН..
Специального отбора детей на занятия не предусматривается.
Оформление изостудии должно вызывать у детей радость, удовольствие от
уютной, красивой обстановки, наполненной картинами (и/или их иллюстрациями),
предметами
и
игрушками,
изготовленными
народными
мастерами
и
т.
п.
Обязательным компонентом предметно-развивающей среды в изостудии должны стать
альбомы, фотографии, открытки, книги, знакомящие детей с искусством. А также
необходимо использовать в оформлении помещения индивидуальные и коллективные
работы, созданные детьми.
Структура занятий по нетрадиционному рисованию общепринятая. Каждое
занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие представляет собой единое целое, где все элементы взаимосвязаны
друг с другом.
Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 10% общего времени и
зависит от степени сложности основных задач занятия.
В этой части происходит вовлечение детей в творческий процесс: приветствие,
стимулирование интереса, создание психологического и эмоционального настроя,
сосредоточение
внимания,
формулирование
творческого
задания,
обсуждение
возможных способов его решения.
Основная часть занятия длится от 80 до 85% общего времени. В этой части
решаются основные задачи занятия, происходит продуктивная изобразительная
деятельность: воплощение замысла, поэтапное создание рисунка (картины), освоение
технических приемов, работа с художественными материалами, проработка деталей.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 5% общего времени. В этой части
появляется творческий результат изобразительной деятельности и происходит:
рассматривание готовых работ, эмоциональное обсуждение рисунков, придумывание
названий,
высказывание
мнений
и
оценок
педагогом
и
детьми,
игровая
5
физкультминутка
или
свободное
созерцание
предметно-развивающей
среды
изостудии, прощание.
Для проведения занятий используются следующие методы и приемы:
- словесный метод;
- игровой метод;
- наглядно- слуховой метод;
- метод сенсорного насыщения (движение рук по предмету для ознакомления с ним);
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
Методические приемы:
- формообразующие движения рук в воздухе и на бумаге;
- раскрепощение рисующей руки;
- смешивание красок для получения новых цветов и оттенков;
- дорисовка незавершенных образов и композиций;
- украшение, декорирование предметной или геометрической основы;
- беспредметные абстрактные композиции для развития воображения;
- сочетание самостоятельных действий с выполнением творческих заданий.
Выбор методов и приемов, используемых педагогом, определяется целями,
задачами каждого конкретного занятия, и его содержанием. Для выполнения
поставленных задач предусмотрены несколько видов занятий: рисование предметное
(с натуры или по представлению), рисование на различные темы (сюжетное),
декоративное рисование, творческие задания (рисование по замыслу), рисование
беспредметное (отражение природных явлений, настроения), мастер - классы
(рисование - экспериментирование).
6
При проведении занятий используются разнообразные нетрадиционные
способы и техники рисования (рисование пальчиками, ладошками, кляксография,
шаблонография, монотипия, тампонирование и т. п.). А также используются
смешанные
изобразительные
техники
с
применением
самых
различных
художественных материалов и инструментов творческой деятельности (ватных
палочек и дисков, восковых мелков и масляной пастели, перламутровой гуаши,
акварели и гелей с блестками, цветных карандашей и фломастеров).
Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством
усвоения дошкольниками графики и живописи, колорита и закономерностей
композиции и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в
целом. При этом нетрадиционные техники рисования должны отвечать следующим
критериям:
- быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
- содержать изобразительно-выразительные средства создания художественного
образа;
- знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, губкой,
пальчиками, ватными палочками и т. п.);
- развивать ручную умелость;
- соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Организация образовательного процесса в рамках курса Изостудия строится на
принципах интеграции позволяет творческому педагогу сделать занятия по ИЗО
деятельности более интересными и увлекательными для всех детей, независимо от
уровня их творческих способностей и первоначальной подготовки (в том числе и для
детей с ограниченными возможностями и/или особенностями развития). Широкое
использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового
материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и
познавательными.
Основной формой представления результатов занятий
Изостудии являются
творческие работы детей, которые постоянно в течение всего периода обучения
демонстрируются на выставке в фойе детского сада, используются при оформлении
7
музыкального (спортивного) зала к праздникам, а также принимают участие в
различных общегородских конкурсах.
При соответствующем индивидуальном (личностном) подходе в работе с
детьми дошкольного возраста действительно достигаются интересные
творческие
результаты – рисунки, отражающие неповторимый и уникальный жизненный опыт,
эмоции и впечатления каждого ребенка. Работы детей в этом случае приобретают
самостоятельную и эстетическую ценность, служат украшением детского сада и дома,
создавая позитивную энергетически емкую, насыщенную, живописно организованную
цветовую среду.
В начале и конце учебного года педагогом проводится педагогический
мониторинг. Соответствие результатов образования целям и задачам обучения
оценивается по следующим специфическим показателям развития детского творчества
в продуктивной деятельности:
- новизна, оригинальность, вариативность решения творческой задачи и конечного
результата детского творчества;
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа;
-
склонность
к
экспериментированию
с
художественными
материалами
и
инструментами;
-
соответствие
результатов
изобразительной
деятельности
элементарным
художественным требованиям и индивидуальный «почерк» детского рисунка;
- общая ручная умелость.
Наиболее
эффективным
путем
развития
художественно
–
творческих
способностей детей дошкольного возраста является интеграция различных средств и
видов изобразительной деятельности. Их разумное сочетание и разнообразная
тематика заданий, а также вариативность при выборе художественных материалов
предоставят детям возможность пополнить свой багаж знаний и умений и ярче
проявить себя в том или ином виде изобразительно – творческой деятельности.
8
Кроме
благоприятные
того,
на
условия
занятиях
для
изобразительной
общения
детей
друг
деятельностью
создаются
с
педагогом
другом
и
(индивидуальное творчество и сотворчество). Дополнительные занятия способствуют
развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию
воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения
доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании доступными
и увлекательными способами.
Разнообразные художественно – творческие занятия Изостудии, максимальное
внимание и уважение к детским работам со стороны воспитателей и родителей,
широкое их использование в оформлении помещений детского сада, наполняет жизнь
детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия,
учит видеть прекрасное вокруг, придумывать новое и интересное, удивлять
окружающих и жить по законам красоты.
Освоение воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы
Изостудия ведется последовательно, но каждый год обучения предполагает повторение
и закрепление уже пройденного материала. Системный подход в образовательном
процессе позволяет развивать творческие способности детей и закреплять их умения и
навыки на более высоком уровне. Дополнительная общеразвивающая программа
Изостудия имеет несколько разделов, которые связаны между собой и в то же время
имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков.
На занятиях Изостудии теоретическая часть неотделима от практической
части. Поэтому на практических занятиях обязательно отводится 5 – 7 минут для
теории.
Учебно-тематический план
Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет)
№ п/п
Наименование темы
Общее количество часов
1
Времена года и явления природы
6
2
Путешествие в лес, парк
4
9
3
Путешествие в сад, огород
5
4
Путешествие в мир растений
5
5
Путешествие в мир животных
8
6
Путешествие в мир птиц
5
7
Путешествие в мир насекомых
3
8
Путешествие в мир моря
1
9
Путешествие по городу
4
10
Путешествие в мир человека
7
11
Путешествие в мир дома
4
12
Путешествие в мир игрушек
5
13
Путешествие в мир сказок
5
14
Путешествие в мир фантазий
4
15
Традиции и праздники
6
Итого
72
Учебно-тематический план
Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
№ п/п
Наименование темы
Общее количество часов
1
Времена года и явления природы
6
2
Путешествие в лес, парк
5
3
Путешествие в сад, огород
3
4
Путешествие в мир растений
8
10
5
Путешествие в мир животных
3
6
Путешествие в мир птиц
5
7
Путешествие в мир насекомых
3
8
Путешествие в мир моря
2
9
Путешествие в мир космоса
2
10
Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)
3
11
Путешествие по городу
5
12
Путешествие в мир человека
5
13
Путешествие в мир дома
3
14
Путешествие в мир игрушек
3
15
Путешествие в мир сказок
5
16
Путешествие в мир фантазий
4
17
Традиции и праздники
7
Итого
72
Учебно-тематический план
Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)
№ п/п
Наименование темы
Общее количество часов
1
Времена года и явления природы
7
2
Путешествие в лес, парк
5
3
Путешествие в сад, огород
2
4
Путешествие в деревню
3
11
5
Путешествие в мир животных
3
6
Путешествие в мир птиц
5
7
Путешествие в мир моря
2
8
Путешествие в мир космоса
2
9
Путешествие в прошлое, будущее
1
10
Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)
4
11
Путешествие по городу
3
12
Путешествие в мир человека
4
13
Путешествие в мир дома
3
14
Путешествие в мир игрушек
3
15
Путешествие в мир сказок
9
16
Путешествие в мир фантазий
9
17
Традиции и праздники
7
Итого
72
Учебно-тематический план
Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет)
№ п/п
Наименование темы
Общее количество часов
1
Времена года и явления природы
5
2
Путешествие в лес, парк
5
3
Путешествие в сад, огород
2
4
Путешествие в деревню
1
12
5
Путешествие в мир насекомых
1
6
Путешествие в мир птиц
5
7
Путешествие в мир моря
4
8
Путешествие в мир космоса
2
9
Путешествие в прошлое, будущее
3
10
Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы)
7
11
Путешествие по городу
3
12
Путешествие в мир человека
6
13
Путешествие в мир дома
4
14
Путешествие в мир игрушек
3
15
Путешествие в мир сказок
7
16
Путешествие в мир фантазий
8
17
Традиции и праздники
6
Итого
72
Содержание дополнительной образовательной программы.
Младшая группа, возраст от 3 до 4 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Тучка и зонтик; Первый снег кружится;
Волшебная снежинка; Облака в небе; Сосульки на крыше; Ночка звездная.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Осенний ковер из листьев; Грибная полянка;
Белоснежная зима в лесу; Маленькая елочка.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Яблоко с листочком и червячком; Спелый
виноград; Солим огурцы и помидоры; Овощи для зайки; Апельсин и мандарин.
13
Тема 4. Путешествие в мир растений: Осеннее деревце; Еловая шишка;
Одуванчики на полянке; Цветущая яблонька; Цветущий луг.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Пушистая шубка у кота; Шустрый
бельчонок; Кудрявая шубка для овечки; Умка – белый медвежонок; Смелая
собачка; Лев на песке; Веселая буренка; Лягушонок прыгает по лужам.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Сел на ветку снегирек; Озорной воробушек;
Цыплята на лугу; Утенок в пруду; Яркий попугай.
Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в траве; Светлячки; Бабочки в небе.
Тема 8. Путешествие в мир моря: Рыбка в аквариуме.
Тема 9. Путешествие по городу: Окна в доме; Колеса для трактора; Кораблик в
ручейке; Флажки на башенках.
Тема 10. Путешествие в мир человека: Забор возле дома; Спортивный зал; Колпак
для клоуна; Красивые носочки; Снеговик; Нарядное платье; Скворечник на дереве.
Тема 11. Путешествие в мир дома: Полосатый коврик; Лопатка и метелка; Чашка
с ромашками; Фонарь с огоньком.
Тема 12. Путешествие в мир игрушек: Неваляшка танцует; Полосатая лошадка;
Нарядный петушок; Цветная пирамидка; Веселый петрушка.
Тема 13. Путешествие в мир сказок: Мышка и репка; Катится колобок по
дорожке; Курочка – рябушка; Домик под снегом; Украшаем сарафан для Маши.
Тема 14. Путешествие в мир фантазий: Сапожки для сороконожки; Рукавички для
лисички; Цветик – разноцветик; Солнышко улыбается (фольклорный образ).
Тема 15. Традиции и праздники: Елочный шарик; Новогодняя елочка;
Быстрокрылый
самолет;
Тюльпаны для мамочки;
Пасхальное гнездышко;
Праздничный салют.
Средняя группа, возраст от 4 до 5 лет.
14
Тема 1. Времена года и явления природы: Тучи по небу бежали; Снежные
просторы; Весенняя капель; Подснежник на проталинке (Занятие №1); Деревья под
дождем; Радуга в небе.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лесные кружева; Осенняя прогулка ежа;
Осенний парк; Елки под луной; Дерево и куст в солнечном свете.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Груша на ветке; Спелая кукуруза; Пугало
огородное.
Тема 4. Путешествие в мир растений: Золотые подсолнухи; Рябина под снегом;
Белая береза под моим окном; Могучие сосны; Еловая веточка с шишками;
Подснежник на проталинке (Занятие №2); Фиалки на окне; Майская сирень.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Усатый, полосатый; Лиса на полянке;
Котенок на ковре.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Синица на ветке; Совенок на ночной прогулке;
Снегирь на рябинке; Дятел на дереве; Лебедушка на озере.
Тема 7. Путешествие в мир насекомых: Жуки в цветочной клумбе; Пчела на
цветке; Улитка на грибе.
Тема 8. Путешествие в мир моря: Жил – был в море осьминог; На дне морском.
Тема 9. Путешествие в космос: Звезды и кометы (Занятие №1); Звезды и кометы
(Занятие №2).
Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Черепаха на
песке; Пингвин на севере; Вечер в горах.
Тема 11. Путешествие по городу: Трактор с тележкой; Морозные узоры; По
дороге мчится легковой автомобиль.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Башмачок в луже; Перчатки с узором;
Нарядные валенки; Снеговик в шапочке и шарфике; Портрет клоуна; Шляпа
фокусника; Цветные зонтики.
Тема 13. Путешествие в мир дома: Красивая ваза; Нарядная салфетка; Компот из
яблок и слив.
15
Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Филимоновский барашек; Дымковская
лошадка; Хоровод матрешек.
Тема 15. Путешествие в мир сказок: Портрет гнома; Сказочный домик; Избушка
ледяная; Избушка лубяная; Три медведя.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Озорной петушок; Веселый слон;
Снежный цветок; Жираф заболел.
Тема 17. Традиции и праздники: Торт со свечками; Елочка – красавица;
Снегурочка танцует; Вертолет в небе; Нежные нарциссы; Пасхальная корзинка;
Алые гвоздики.
Старшая группа, возраст от 5 до 6 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Дождливая осень; Заря алая
разливается; Первый снег в городе; Февральская лазурь; Весна – талая вода;
Весеннее небо; Весенняя гроза.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Рябинка и паутинка; Осенняя история (Занятие
№1); Осенняя история (Занятие №2); Дремлет лес под сказку сна; Зимний букет.
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Загадки с грядки; Фруктовая корзинка.
Тема 4. Путешествие в деревню: Заснеженный дом; Барашек и овечка на лугу;
Цветы луговые.
Тема 5. Путешествие в мир животных: Белка на дереве; Дед Мазай и зайцы
(Занятие №1); Дед Мазай и зайцы (Занятие №2).
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Грустная ворона; Снегирь в гостях у синички;
Сова в лесу; Воробушки в луже; Два веселых гуся.
Тема 7. Путешествие в мир моря: Веселые осьминожки (Занятие №1); Веселые
осьминожки (Занятие №2).
Тема 8. Путешествие в космос: В далеком космосе (Занятие №1); В далеком
космосе (Занятие №2).
Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Динозавры на прогулке.
16
Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Ослик в горах;
На севере диком (Занятие №1); На севере диком (Занятие №2); Пингвины на
льдине.
Тема 11. Путешествие по городу: Моя улица в городе; Пожарная машина в пути;
Вечер в восточном городе.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Я качусь на санках с горки (Занятие №1);
Я качусь на санках с горки (Занятие №2); Загадочный фокусник; Уральская
красавица.
Тема 13. Путешествие в мир дома: Баночка варенья; Красивый подсвечник
(Гжель); Кактусы зацвели.
Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Золотая рыбка (Хохлома); Игрушка на
ярмарку (Дымка); Конь – огонь (Полхов – Майдан).
Тема 15. Путешествие в мир сказок: Аленький цветочек; Загорелся Кошкин дом;
Золотой петушок; Снеговики в шапочках и шарфиках играют в снежки; Перо Жар –
птицы; Портрет Незнайки; Как привидения торт стряпали (Занятие №1); Как
привидения торт стряпали (Занятие №2); Снегурочка прыгает через костер.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Окно в тереме Лета; Портрет Осени;
Фантастический цветок; Волшебная птица Зима; Окно в тереме Зимы; Волшебное
превращение кляксы (Занятие №1); Волшебное превращение кляксы (Занятие №2);
Зебра в радужном королевстве; Чем пахнет лето?
Тема 17. Традиции и праздники: Танец елки; Звонкие колокольчики; Портрет
Снегурочки;
Военная
Машина;
Лиловые
ирисы;
Пасхальный
натюрморт;
Праздничный салют над городом.
Подготовительная группа, возраст от 6 до 7 лет.
Тема 1. Времена года и явления природы: Улетает наше лето; Осеннее небо;
Золотые облака; Деревья смотрят в озеро; Времена года.
Тема 2. Путешествие в лес, парк: Лес, точно терем расписной; Грибное лукошко;
Осенний букет; Заколдованный лес; Лесные тропинки.
17
Тема 3. Путешествие в сад, огород: Дары осени в корзине; Заморский натюрморт.
Тема 4. Путешествие в деревню: Пчелы на пасеке.
Тема 5. Путешествие в мир насекомых: Нарядные бабочки.
Тема 6. Путешествие в мир птиц: Болтали две сороки; Гордый павлин; Птичья
елка; Голуби на черепичной крыше; Ласточки вернулись.
Тема 7. Путешествие в мир моря: Аквалангисты и водолазы изучают морское дно
(Занятие №1); Аквалангисты и водолазы изучают морское дно (Занятие №2);
Дельфины в море (Занятие №1); Дельфины в море (Занятие №2).
Тема 8. Путешествие в космос: Космическое путешествие (Занятие №1);
Космическое путешествие (Занятие №2).
Тема 9. Путешествие в прошлое, будущее: Планета динозавров; Профессия
робота.
Тема 10. Путешествие по планете (север, юг, запад, восток, горы): Корабли
пустыни (Занятие №1); Корабли пустыни (Занятие №2); Тихо ночь ложится на
вершины гор; Портрет индейца; Белые медведи любуются полярным сиянием
(Занятие №1); Белые медведи любуются полярным сиянием (Занятие №2);
Пингвиний пляж.
Тема 11. Путешествие по городу: Строим дом многоэтажный; Мороз рисует на
окне; Закат над городом.
Тема 12. Путешествие в мир человека: Такие разные зонтики; Рюкзачок с
кармашками; На арене цирка (Занятие №1); На арене цирка (Занятие №2); Веселый
клоун; Русская красавица (народный костюм).
Тема 13. Путешествие в мир дома: Натюрморт с лампой; Небесная Гжель;
Нарядное ведерко (Урало-Сибирская роспись); Чудо-Городец.
Тема 14. Путешествие в мир игрушек: Златогривый конь (Хохлома); Дымковская
игрушка (индюк, олень); Матрешка из Полхов – Майдана.
18
Тема 15. Путешествие в мир сказок: Веселый огород (по сказке «Пых»); Сивкабурка в поле скачет; Портрет волшебницы Зимы; Замок Снежной Королевы; Жарптица в саду; Корзина подснежников; Танец Огневушки-поскакушки.
Тема 16. Путешествие в мир фантазий: Сказочная птица Осень; Фантастический
пейзаж; Зимние превращения пугала (Занятие №1); Зимние превращения пугала
(Занятие №2); Вкусный снеговик; Портрет Весны красны; Цветущая башня;
Натюрморт «Вкус лета».
Тема 17. Традиции и праздники: Волшебные часы Деда Мороза; Рождественский
венок; Отважные парашютисты; Цветы-сердечки; Светлая Пасха; Праздничный
салют у вечного огня
Основные требования к уровню подготовки воспитанников, обучающихся по
программе Изостудия
Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет).
Предполагаемые знания, навыки и умения ребенка к концу второго года обучения:
- ребенок проявляет интерес к рисованию разными материалами и способами;
- проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений
народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений
природы;
- может ритмично наносить штрихи и пятна, равномерно заполнять ими пространство
на листе бумаги; неотрывно закрашивает образ в пределах контура;
- проявляет умение передавать различие предметов по величине (большой - маленький,
длинный – короткий и т. п.); проявляет умение правильно подбирать цвет для
изображения предметов;
- проявляет умение
создавать изображение округлой, овальной, прямоугольной,
треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей светофор, дерево,
флаг, башенка, гусеница и др.;
19
- проявляет умение украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке,
елочных шариках, пасхальных яйцах и т. п.);
- рисует предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога,
спортивный зал и др.);
- создает простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (осенний парк,
колобок катится по дорожке, белоснежная зима в лесу и т. п.);
- знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ватными палочками,
поролоновым тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой.
Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
- проявляет
интерес к рисованию разными материалами и способами; правильно
держит кисть, карандаш, фломастер, восковой мелок;
- проявляет умение изображать простые предметы; имеет представления о форме
предметов (круглая, овальная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении
частей; правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и
соотносит по величине;
- проявляет умение составлять несложную сюжетную композицию из повторяющихся
и разных предметов; создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним
разнообразные объекты (солнце, звезды, дождь, снег и пр.); располагает сюжет на всем
листе бумаги;
- смешивает
краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового,
зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения
предметов; в рисовании использует разнообразные цвета;
- получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на
карандаш; неотрывно закрашивает образ в пределах контура, штрихи накладывает в
одном направлении;
- набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо
промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о
край банки;
20
- проводит широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить
тонкие линии;
- закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично
наносит мазки, не выходя за пределы контура;
- украшает силуэты игрушек элементами филимоновской и дымковской росписи;
- проявляет умение работать в нетрадиционных техниках
рисования: пальчиками,
ладошкой, ватными палочками, тычком жесткой полусухой кисти, поролоновым
тампоном, смятой салфеткой, зубной щеткой, рисование восковыми мелками и
акварелью; умеет делать отпечаток и создавать изображение на мокром листе бумаги.
Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет).
- проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная
графика, народное декоративно – прикладное искусство);
- знаком с традиционными и нетрадиционными способами рисования; умеет
тонировать фон, делать эскиз в карандаше, свободно рисовать мелками и кистью;
- пользуется акварелью, гуашью, тушью, гелями с блестками, цветными карандашами,
фломастерами, гелиевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем и
сангиной;
- знаком с цветовым спектром и понятиями «теплые» и «холодные» тона; умеет
смешивать краски на палитре; умеет использовать цвета и их оттенки для передачи
колорита изображения;
- передает форму, пропорции и цвет предметов; умеет передавать в рисунке несложные
движения человека и животных;
- проявляет умение правильно располагает изображение на листе, использует
разнообразные композиционные решения;
- знаком с такими жанрами как натюрморт, портрет и пейзаж; умеет создавать
изображения предметов по замыслу и с натуры; умеет изображать природу и
природные явления; умеет рисовать сюжетные изображения на темы окружающей
жизни, литературных произведений, иллюстрации к сказкам и т. п.;
21
- способен создать собственный узор; подбирает сочетающиеся цвета при составлении
узоров; знаком с геометрическими узорами вышивки;
- знаком с русской матрешкой (полхов – майданской и семеновской);
- знаком с промыслами: дымковским, филимоновским, гжельским, хохломским,
полхов-майданским; умеет составлять узоры по мотивам этих росписей.
Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет).
- проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности и произведениям
изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно –
прикладное искусство, архитектура и другие);
-высказывает эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической
развивающей среде; умеет оценивать собственную работу и рисунки других детей (в
том числе младшего возраста), а также проявляет уважительное отношение к работам
своих сверстников;
- применяет ранее усвоенные способы и техники изображения в рисунке;
- проявляет умение создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и беспредметные, сюжетные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений, иллюстрации к сказкам;
- тонирует
фон рисунка разными способами, делает эскиз карандашом, углем,
сангиной, рисует мелками и кистью, добиваясь при этом точности движения руки под
контролем зрения;
- изображает предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет,
композицию;
- проявляет умение строить композицию рисунка, размещая изображения на листе в
соответствии с их реальным расположением (далеко – близко), передает различие в
величине изображаемых предметов на переднем плане более крупно и ярко, а на
заднем плане – более мелко и размыто;
- при изображении предметов по памяти и с натуры добивается точности и четкости
линий при рисовании сложных форм; выделяет характерные для объекта детали;
22
- имеет развернутое представление о разнообразии цветов и оттенков, подбирает их,
опираясь на окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;
- проявляет умение создавать узоры по мотивам народных росписей, выделять и
различать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
знаком с техниками и материалами художественной деятельности Среднего Урала;
способен создать собственный узор; творчески подбирает сочетающиеся цвета, линии,
элементы и геометрические формы при составлении узоров;
-
использует в рисовании разные материалы, соединяет их в одном рисунке для
создания выразительного образа.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Репродукции произведений великих художников (натюрморты, пейзажи, портреты,
исторический и бытовой жанр, сказочный и фантастический жанр, архитектура)
- Таблицы по изобразительному искусству (Времена года, Цветоведение и т. п.)
Учебно-наглядные пособия:
- Сказка о грустном художнике – Левитан
- Сказка о лесном художнике – Шишкин
- Сказка о сказочнике – Васнецов
- Знакомим с натюрмортом
- Дошкольникам об искусстве (младший возраст)
- Дошкольникам об искусстве (старший возраст)
Учебные модели:
- Макеты зданий
- Подвижный человек
Изделия декоративно-прикладного искусства:
Берестяная посуда
Каслинское литье
Филимоновские игрушки-свистульки
Изделия с жостовской роспись
23
Изделия с гжельской росписью
Дымковские игрушки
Таволожская керамика (Нижний Тагил)
Изделия с Урало-Сибирской росписью
Изделия с хохломской росписью
Изделия с городецкой росписью
Русские матрешки (Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские)
Литература:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М: МозаикаСИНТЕЗ, 2004;
2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство».СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010;
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М:
Издательство Скрипторий, 2010;
4. «Изодеятельность и конструирование// Цветной мир. Изобразительная
деятельность и дизайн в детском саду.-2010.- №5;
5. Изодеятельность. Программа и планы занятий к программе «Развитие». М: НОУ
«УЦ им. Венгера «Развитие», 2004;
6. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество». М: Карапуз-Дидактика,
2006;
7. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования». М:
Просвещение, 2005;
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М: Карапуз-Дидактика, 2009;
9. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду – Занятия в
изостудии». М: Карапуз-Дидактика, 2009;
10. «Народное искусство в детском саду» //Цветной мир. Изобразительная
деятельность и дизайн в детском саду.-2008.- №1;
24
11. Немешаева Е. А. «Ладошки». М: АЙРИС-пресс, 2011;
12. Румянцева Е. А. «Необычное рисование». М: ДРОФА, 2006;
13. Сокольникова М. Н. «Изобразительное искусство 1 класс» -в 3-х частях. М:
АСТ-ЛТД, 1998.
14. Фольклор и дети// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в
детском саду.-2011.- №1;
15. «Цветные пейзажи»// Цветной мир. Изобразительная деятельность и дизайн в
детском саду.-2009.- №3.
Сведения об авторе
Автор: Еловикова Наталья Юрьевна.
Образование: высшее, Уральский государственный экономический университет,
квалификация экономист по специальности «Коммерция».
Специальное:
Асбестовская
детская
художественная
школа.
25
26
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)