17.11.2021
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад комбинированного вида № 562
Методическая разработка «Дидактическая
игра/игровое пособие для дошкольников по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности «По улицам ходила…»
Хурамшина
Светлана
Абдулкарамовна
Екатеринбург, 2020
год
Паспорт методической
разработки «Дидактическая
игра/игровое пособие для дошкольников по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности «По улицам ходила…»
Показатели |
Характеристика разработки |
Название
дидактической игры/игрового пособия |
«По улицам ходила…» |
Основная
тема игры/игрового пособия |
Правила поведения на улицах города. |
Возрастная
группа (группы) дошкольников, для которых подходит игра/игровое пособие |
Данное дидактическое пособие
возможно использовать в работе с детьми от 5 лет |
Аннотация
дидактической игры/игрового пособия (одно предложение) |
Дидактическая
игра, которая может использоваться как самостоятельная игра, так и как
дидактический материал на занятиях по основам безопасной жизнедеятельности. |
Оборудование
и пространство проведения дидактической игры/использования игрового пособия |
Данное дидактическое пособие
представляет собой 30 карточек формата А5: по одной карточке –
финиш и старт, 3 карточки с изображением красного человечка, 1 карточка с
изображением зеленого человечка, 23 карточки с правилами
поведения на дорогах города, 3 карточки с дорожными знаками (возможно и
больше добавить карточек с дорожными знаками), кубик и фишки. Для проведения дидактической игры
«По улицам ходила…» необходим стол со стульями, на котором размещаются
карточки по порядку. |
Планируемые
результаты проведения дидактической игры и их показатели |
Играя в
эту игру, дети закрепляют навыки предвидения опасных ситуаций, нахождения
способов избегания ее и закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах
города; учатся проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в
соблюдении правил поведения на дороге; знают и соблюдают правила дорожного
движения. В
качестве показателя берется оценка результатов игры: насколько успешно дети
дошли до клетки «Финиш», как проходила игра, с какими заданиями дети справлялись
быстрее: с ответами на вопросы или с дорожными знаками. |
Аналоги
дидактической игры/игрового пособия (если есть) |
У игрового пособия аналогов нет. |
Методика использования
дидактической игры/игрового пособия
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут или получают ранения
дети, поэтому вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
уделяется большое внимание в современном ДОУ. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается деятельность по своевременному выявлению,
предупреждению и устранению причин и условий, способствующих
дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети.
Ребенок дошкольного возраста быстрее осознает и запомнит правила дорожного
движения не в обычной беседе, а в игровой деятельности. Именно поэтому
было создано дидактическое игровое
пособие «По улицам ходила …».
Цель - создание дидактического
развивающего игрового пособия «По улицам ходила…», способствующего развитию
осознанного безопасного поведения на улицах города.
Задачи, которые педагоги решают в
ходе использования данного игрового пособия:
·
развивать наблюдательность за дорожной ситуацией
и основы предвидения опасных ситуаций;
·
способствовать
освоению детьми дошкольного возраста первоначальных представлений о правилах
безопасного поведения на улицах города;
·
воспитывать сознательность в усвоении правил
дорожного движения;
·
создавать условия для дальнейшего развития
самостоятельной детской деятельности.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного
возраста, но может быть и интересно детям младшего возраста. Данное
дидактическое пособие безопасно. А также привлекает своей яркостью и простотой.
Игровое пособие «По улицам ходила…» представляет собой 30 карточек (на усмотрение
педагога можно взять больше карточек): 1 карточка – старт, 1 карточка – финиш,
3 карточки с символическим изображением
человека красного цвета, который стоит, 1 карточка с символическим изображением
зеленого человека, который идет, 23 карточки с
правилами дорожного движения, 3 карточки с дорожными знаками (возможно и
больше добавить карточек с дорожными знаками), кубик и фишки.
Данное игровое пособие возможно использовать детьми самостоятельно, если
дети умеют читать. Возможно несколько вариантов использования данного игрового
пособия.
Вариант
1
Ход игры «По улице ходила…»
Карточки раскладываются по порядку от 1 до 30. Игроки выставляют свои
фишки на карточку «Старт» и бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало
большее количество очков на кубике. Если у детей выпало одинаковое количество
очков, то они перекидывают кубик, пока не определится последовательность, в
которой будут ходить игроки.
Воспитатель объясняет правила игры: ходить будем по очереди, которую
определили с помощью кубика. Кидаете кубик, идете на нужное количество карточек
и выполняете задание, которое написано на карточке. Если попадаете на карточку
с красным человечком, то вы пропускаете ход, если на карточку с зеленым
человечком, то идете вперед на 2 карточки, если попадаете на карточку с
картинкой, то должны выполнить задание, которое написано на карточке или
ответить на вопрос на этой карточке. (Приложение
№ 1) Тот, кто отвечает правильно, то остается на этой карточке, если
отвечает неправильно, то делает два шага назад. Если попадаешь на карточку с
изображением дорожного знака, то игроку выдается 5 карточек с изображением
знаков дорожного движения и задается вопрос: «Для кого этот знак: для водителя
или пешехода?». Если ребенок дает правильный ответ хотя бы на 3 из
предъявляемых карточек, то он остается на этой карточке, если меньше трех правильных
ответов, то игрок делает шаг назад. Выигрывает
то, кто первый придет на карточку «Финиш».
Вариант
2
Ход игры
Ведущий
раздает карточки с ситуациями или дорожные знаки игрокам поровну и зачитывает
стихотворение для карточек-ситуаций и загадки для дорожных знаков (Приложение
№ 2). Игроки должны узнать в этом стихотворении свою карточку и объяснить,
что на ней изображено. Если игрок правильно определили свою карточку и дал
правильное объяснение, то эта карточка остается у него, если неправильно, то карточка
отдается ведущему. Выигрывает тот, у кого на руках осталось больше карточек. В
эту игру может играть от двух игроков.
Картинки-ситуации
и стихотворения, представленные в этом игровом пособии, можно использовать как
дидактический материал на занятиях по основам безопасной жизнедеятельности в
группах ДОУ.
Возможные направления использования
дидактического игрового пособия во взаимодействии с родителями
Карточки из игрового пособия могут использоваться для стендов или
лэпбуков для родителей.
Способы,
которыми обеспечивается реализация принципов ФГОС ДОО: индивидуализация
воспитательно-образовательного процесса, поддержка детской инициативы и
самостоятельности.
Индивидуализация
образовательного процесса с использованием данного дидактического пособия
достигается за счет того, что в детях поддерживается любознательность,
формируется умение ориентироваться в незнакомой обстановке, развивается быстрота
реакции в непредвиденной обстановке, навыки предвидения опасных ситуаций.
Способы,
которыми обеспечивается поддержка детской инициативы
Детская инициатива – это спонтанное, самостоятельное включение
ребенка в деятельность по собственной воле. Основными путями в поддержания
детской инициативы являются:
1.
создания развивающей предметно-пространственной
среды. Дидактическое игровое пособие создано совместно и детьми.
2.
обеспечения психолого-педагогической поддержки
ребёнка, позиция педагога. В игре педагог занимает позицию уважения к ребенку, внимательно выслушивает рассуждения ребенка,
поощряет стремление делать собственные умозаключения о правилах поведения на
дорогах.
3.
выбора
педагогом формы представления данного пособия произведен с учётом возраста и
индивидуальных особенностей детей.
Приемы педагогического наблюдения, направленного на выявление
результатов проведения данной дидактической игры/ использования игрового
пособия.
Педагогическое наблюдение является одним из основных средств диагностики
усвоения знаний детьми. В процессе игры педагог может определить какие темы в
ПДД детьми усвоены лучше всего, а какие еще стоит повторить. Также в процессе
игры мы смотрим на сформированность понятийного мышление, развитие словарного
запаса и развитие связной речи детей.
Приложение 1
Вопросы на карточки
- Какие
приборы регулируют движение водного транспорта?
- Какие умные приборы регулируют
движение наземного транспорта?
- Какие ты знаешь виды светофоров?
- На какой свет светофора можно
переходить улицу?
- Какие виды переходов ты знаешь?
- В какую сторону должен сначала
посмотреть человек при переходе дороги?
- В какую сторону должен посмотреть пешеход на
середине дороги?
- По каким дорогам двигаются пешеходы?
- Где движется велосипедист?
- Где движется мотоциклист?
- С какой стороны обходят автобус?
- С какой стороны обходят трамвай?
Приложение 2
Стихотворения и загадки
По рельсам ходят поезда…
А ты зачем пошел туда?
Ведь поезда стрелой летят
В другие города спешат,
И машинист не сможет вдруг,
Когда тебя увидит, друг,-
Такой состав затормозить,
Чтобы тебя не раздавить…
По шпалам прыгать интересно,
Но для прогулок здесь не место!
С ледяной горы кататься
Хочется ребятам!
С ветерком стремглав промчаться
Весело куда-то!
Но куда? Смотрите сами
И следите строго,
Чтоб не вынесли вас сани
Прямо на дорогу …
Весело с горы кататься
И опасно очень!
Вдоль проезжей
части ограждение
Всем необходимо
без сомненья.
Даже если
очень ты спешишь,
Не перелезай
его, малыш.
Соблюдать совсем несложно
Правила в пути:
Перекресток осторожно
Ты переходи.
И не по диагонали,
А с людьми, в толпе,
Чтоб водителям сигналить
Не пришлось тебе…
Зебра в Африке живет,
Полосата очень.
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь у перекрестка,
Точно зебра в самый раз -
Переход в полоску.
Свет зеленый лучик шлет,
Он тебе как мама.
Взяв за ручку, проведет
По полоскам прямо.
Младший брат не удержался
И по улице помчался.
Он летел вперед так скоро,
Что не видел светофора.
Вот без тормоза, один,
Он попал в поток машин...
Так и есть - шалун споткнулся,
Под машину подвернулся.
Но водитель был умелый -
У мальчишки руки целы.
Жив остался в этот раз,
Слезы катятся из глаз...
Можно ездить по бульвару.
По дорожке беговой,
Но нельзя по тротуару,
И нельзя по мостовой.
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Цвет зеленый –
Проходи!
Желтый –
Малость погоди.
Ну, а если красный –
Стой!
Проход опасный!
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо:
Налево гляди,
И направо гляди,
И если машин не увидишь, —
Иди!
Следуйте, дети, правилам этим:
Играть на дороге не следует детям!
Лишь во дворе и на детской площадке
Можете мяч вы гонять без оглядки.
Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади
И за движением следи.
Думаешь, велосипед
Настоящий транспорт? Нет!
Помни: на проезжей части
Трудно избежать несчастья!
Если есть велосипед,
Но, не дорос до нужных лет,
Катайся лучше во дворе.
Там безопасно детворе.
Для тех, кто в городе живет,
Подземный нужен переход.
Дорогу проще перейти
Нам по подземному пути.
Машинам там нет хода,
Там только пешеходы.
Иногда у остановок перехода нет
Надо перейти дорогу?
Знай один секрет:
Из автобуса ты вышел
Сзади обходи,
Если хочешь ты
дорогу
Сразу перейти.
Если ехал ты в трамвае,
Все наоборот -
Спереди трамвай
обходим,
Смотрим и вперед.
А вообще еще
надежней -
Лучше обожди,
И когда отъедет
транспорт,
Вот тогда иди.
Светофор — дорожный друг- Управляет всем вокруг. Красный
свет — грозный вид. Он опасности таит. Если свет горит такой, Значит, как
солдатик, стой!
Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!
Вдруг сорветесь – и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться…
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети».)
Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы».)
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак «Подземный переход».)
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено».)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!
(Знак «Въезд запрещён».)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской
помощи».)
Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак «Железнодорожный переезд)
Технология
изготовления игрового пособия
Для игрового пособия используются карточки формата А5. Эти карточки можно купить или распечатать картинки из сети Интернет. Нами были взяты карточки-ситуации из дидактических игровых пособий «Как избежать неприятностей 3», «Внимание дорога», остальные были нарисованы на картоне.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2021
Дата обновления: 17.11.2021
Дата публикации: 17.11.2021